И какое застолье обходилось без названной песни? Её слова запоминались «на лету». Многие считали, что песня — народная. Но это не так, хотя пользовалась она у народа большой популярностью.
Песня была создана на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной (музыку написал композитор Григорий Пономаренко).
В нескольких словах о судьбе самой Маргариты Константиновны. Родилась она в Ярославле. В самый разгар войны (1942 год) Маргарита Агашина поступила в Московский институт металла и золота, но со второго курса ушла из него. Далее училась в Литературном институте. С 1951 года жила в Сталинграде. Всего она выпустила 36 книг.
Хорошо известно, как были написаны стихи «Подари мне платок…». Сама Маргарита Константиновна рассказала об этом: «Помню, как-то раз надо было идти на очередной литературный вечер. На все такие встречи с читателями я в ту пору неизменно надевала кашемировый платок — зеленые листья и алые розы по черному полю, подаренный мне в Таджикистане… Я любила его и берегла. Перед тем как надеть, обязательно гладила и каждый раз тихо, про себя пела на разные мотивы: „Подари мне платок…“ А дальше как-то не пелось: песня не шла. По-моему, платок — сам платок — это уже песня. Женская верность — платок. Девичья память — платок. Вдовьи слезы, материнские слезы — все платок. На работу — в платке. Горе придет, опять платок — первая выручка и поддержка. Нет подарка милей платка, нет памятней… Вот и на этот раз стала я гладить свой дорогой платок и как только вспомнила „подари мне платок“ — так уже все само дальше пошло…»
Народной любовью «отмечены» многие стихи Маргариты Константиновны, ставшие песнями: «А где мне взять такую песню…», «На Мамаевом кургане тишина», «Растет в Волгограде березка», «Издалека долго течет река Волга», «Что было, то было», «Оренбургский пуховый платок», «Подскажи словечко».
К некоторым стихам у нее есть посвящения —
И особняком стоит посвящение Ивану Данилову — «Подари мне платок…». Почему особняком? Потому что стихи стали самой любимой женщинами СССР песней! Она прозвучала в эфире радио и телевидения свыше десяти тысяч раз! Рекорд, не побитый до сих пор ни одной другой песней!
Я хорошо знал Ивана Петровича Данилова. Родился он в 1936 году в станице Скуришенской Кумылженского района Сталинградской области в крестьянской бедной семье. Как говорится, человек, тоже из крайней нужды «пробившийся» в литературу благодаря своему таланту. Его произведения издавались книгами не только в СССР, но и за рубежом. Но что могло сблизить меня с ним?
После школы я стал работать литературным сотрудником районной газеты «Урюпинская правда» (Волгоградская область). Однажды мне попалась на глаза книга «Свет в окне» — сборник неведомого до того времени автора. Прочитал его на одном дыхании. Под впечатлением я и сам стал писать такие же лирические миниатюры. Они печатались в газетах, журналах.
Однажды все напечатанное собрал и отправил по почте в Волгоградское отделение Союза писателей СССР. Там рукопись на отзыв отдали… Ивану Данилову. От него пришло письмо с предложением приехать в Волгоград — он рекомендовал рукопись к изданию, хотел увидеть автора. Я был удивлен. О чем можно говорить парню, едва начавшему взрослую жизнь, с маститым уже писателем, автором ряда известных книг? Но темы нашлись!
Оказывается, Иван Петрович учился в Урюпинском культпросветучилище, работал потом литературным сотрудником в той же самой «Урюпинской правде». Удивительно, но наша дружба продолжалась и потом. Но вот в Литературный институт поступать я не стал. Решил, что на кусок хлеба надо зарабатывать не книгами. Поступил на факультет журналистики университета, чем очень огорчил
Несколько раз был свидетелем, как М. Агашина называла И. Данилова «Ванечка». Звучало это не фамильярно, а очень душевно. На правах старшей по возрасту как бы сестры (она была на десять лет старше его). Их обоих уже давно нет в живых, а песня с посвящением живет. И долго еще будет жить, пока люди ее поют!
Очередное подтверждение тому, что даже в материалах авторов, заявляющих о своём личном знакомстве с героями и позиционирующихся как воспоминания, просачиваются неточности, которые в дальнейшем могут быть растиражированы по интернету другими авторами, думающими, что раз человек делится воспоминаниями значит он прав, точно знает и эксперт. Это не дело. В приведенный в материале перечень произведений Маргариты Константиновны Агашиной попали произведения других поэтов: Течет Река Волга - Лев Ошанин (муз Фрадкина), "На Мамаевом кургане тишина" (муз Пахмутовой) и "Оренбургский платок" (муз Пономаренко) автор слов Виктор Боков. Ошибиться может каждый. Пожалуйста проверяйте информацию в официальных и авторитетных источниках или не упоминайте то, в чем не уверены. В принципе это перечисление было не критично важным для сути публикации - это контекст, неточности в контексте - дело обычное, так как глубоко не погружаешься, но впечатление они портят.
В статье есть интересные сведения по истории песни "Подари мне платок" но на фоне указанных неточностей, они, извините, но доверия не вызывают.
0 Ответить
Слова упомянутой вами песни "Издалека долго течет река Волга" написаны поэтом Львом Ошаниным (на самом деле песня называется "Течет Волга").
0 Ответить
Увжаемый Анатолий, исправьте, пожалуйста, в вашем материале неточности и избавьте читателя от домыслов. Рассказывать стоит только о том, что знаешь наверняка, например,о своём знакомстве с Даниловым, ради чего и был написан материал. Если же понадобилось упомянуть Агашину, с которой, как я понимаю, вы лично знакомы не были, то обратились бы к её книгам, а не к интернету, среди тьмы неточностей, ошибок и легенд которого теперь есть и ваши. Из её книг вы узнали бы: а) родилась в Ярославле; б)до Тейкова много чего было - Пензенская обл, затем Сибирь, Эвенкия; в)у неё есть прозаический цикл "Рассказы о стихах", а в нём эссе "Подари мне платок", где она САМА - чёрным по белому - излагает историю посвящения Данилову этой песни.И ни тайны, ни "одинаковой судьбы", ни, как мне хорошо известно, схожих взглядов на мир, у этих двух людей не было, что не мешало им быть во вполне уважительных отношениях. Но не более. Посвящение же образовалось чисто случайно, ситуативно (как, кстати, и некоторые её другие посвящения, например, Луконину, Окуневу).Посвящено стихотворение - одному человеку, а обращено - совсем к другому. У Агашиной это не единственный случай. Иван Данилов, в свой черёд, посвятил ей эссе "Рождение музыки". Квиты! Вот и вся история. И заголовок у вас странноватый. Кому посвятила, она справа над стихотворением членораздельно написала: Ивану Данилову.Так, в чём вопрос?.. Анатолий, на этот сайт я забрела случайно, больше не зайду.Поступайте, как знаете. В дискуссию я,в любом случае, вступать не буду. Просто хотелось бы меньше фантастики о своей матери. Только и всего.
1 Ответить
Алёна Агашина, спасибо, поправили.
0 Ответить
Спасибо за отзыв и оценку!
0 Ответить
Хорошая, лирическая, просветительная статья. Григорий Понамаренко по праву разделяет успех автора текстов песен.
Мне нравятся его мелодии на слова С.Есенина: они органичны, просты и трогательны. "Над окошком месяц, под окошком ветер..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить