И вот до Европы дошли слухи, что у турецкого султана Сулеймана Великолепного в Константинополе есть какие-то часы-автомат удивительной красоты и с какими-то невообразимыми фокусами. Видимо, это побудило Августа Сильного заказать Гансу Шлотхайму (Hans Schlottheim) «что-нибудь этакое». Вряд ли курфюрст знал точно, что он хочет.
Бесспорно, Ганс знал, на что он способен. Он уже делал сложные механизмы. Сохранились сведения о часах с движущимися фигурами «священного вертепа» (в старину так назывался кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские сюжеты). В двенадцать часов Иосиф начинал качать колыбель Иисуса, вслед за этим появлялись поклоняющиеся младенцу короли и пастухи, которых Мария приветствовала поклоном. Одновременно ангелы Господни двигались вверх и вниз, и в это время появлялся сам Господь с благословением (полагают, что эти часы исчезли во время Второй мировой войны).
Сколько времени потратил часовых дел мастер на изготовление парусника — неизвестно. В итоге в 1585 году появился корабль, назначение которого — подавать сигнал к началу императорского обеда. Это выглядело так: на обеденный стол, накрытый для приема гостей, ставили неф, заводили его — и…
Раздавалась барабанная дробь и музыка, которую играл миниатюрный орган в корпусе галеона. Неф начинал двигаться от одного конца стола до другого. В это время перед сидящим на троне императором (тем, который был на корабле, не за столом) чередой проходили его курфюрсты (семеро), перед ними шли герольды (трое). Когда корабль «доплывал» до конца стола, он останавливался. В этот момент били колокола, десять трубачей и барабанщик сигналили о начале торжества. Затем палили пушки.
(Впередсмотрящие в «вороньих гнездах» в нужный момент дергали веревочки, и молоточки отбивали часы и четверти часа. В основании главной мачты небольшие часы показывали время.)
Механика этой системы питалась энергией плоской пружины (ее заводили раз в сутки), которая приводила в действие колеса, механизмы движения двух с лишним десятков кукол, меха для подачи воздуха к органу, штифтованный диск, управляющий трубами органа, взрыватели для выстрелов из пушек…
Сложность этой машины состояла в том, что надо было запускать три отдельных механизма: первый — для боя курантов и для проходящих чередой курфюрстов и герольдов, второй — для музыки, третий — для движения судна.
Никто сейчас не может сказать, переплюнул курфюрст Саксонский султана турецкого или нет, но историки говорят, что галеон эффектно бегал по столу и палил из пушек.
За время своего существования корабль несколько раз ремонтировался и видоизменялся. У него сняли колеса, на которых он перемещался по императорскому столу. Ему заменили фигуры всех действующих лиц.
Сегодня вряд ли возможно увидеть неф в действии: для этого надо было бы вернуть на место колеса и если не накрыть, то хотя бы поставить соответствующий императорский стол. И кто теперь знает, сколько пороха надо заложить в стволы, чтобы точно не разнесло гостей или сами пушки?
А я ентот корапель вроде как в Британском музее видел.
0 Ответить