Выставка посвящена периоду отечественной истории, когда российские монархи получили сначала царский, затем императорский титул. Одна из задач выставки — попытка представить церемониал восшествия на престол российских государей в деталях.
Со слов Елены Юрьевны Гагариной, Генерального директора Музеев Московского Кремля, многие экспонаты настоящей экспозиции никогда стен Музеев не покидали и не покинут, потому что являются государственными реликвиями. Государство с ними не расстается никогда.
Часть из них предстала перед зрителями впервые. Особый интерес среди них вызывает Акт о престолонаследии, который император Павел I огласил в Успенском соборе во время своей коронации и собственноручно положил его престол на вечное хранение. Документ был известен только в копиях. Бесценный подлинник был обнаружен в процессе архивных изысканий во время кропотливой подготовки экспозиции.
Выставка показывает вехи отечественной истории, охватывающей четыре столетия. Это время серьезных перемен, которые отразились и в церемониальных мероприятиях.
В Древней Руси царями называли Византийских императоров. После завоевания Руси монголо-татарами царями называли правителей Золотой Орды. Венчание на царство Ивана Васильевича стало для Руси великим событием, сделав московского государя преемником византийских царей и укрепив Россию на особой позиции в православном мире. Венчание, таким образом, явилось великим историческим, религиозным и политическим событием.
С возникновением империи Шапку Мономаха было решено заменить на императорскую корону. А скипетр и державу сохранили со времен царей и в империи в качестве коронационных регалий.
Публичный праздник служил средством поддержания международного престижа страны.
К моменту совершения первой императорской коронации в 1724 году новой столицей Российской империи являлся Санкт-Петербург. В Манифесте от 15 ноября 1723 года было объявлено, что священное коронование первой российской императрицы Екатерины Алексеевны «имеет быть… В Москве, по волей Божией», и с тех пор приезжали на коронацию из новой столицы в древнюю, первопрестольную.
Ярким бесценным экспонатом выставки является подлинник Акта о престолонаследии. Цесаревич Павел Петрович подготовил этот акт в 1788 году перед отъездом на войну со Швецией. Начинается он так:
«Мы Павел, цесаревич, наследник и великий князь, и мы, Мария, супруга его, великая княгиня, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, общим нашим добровольных и взаимном согласии, по зрелом рассуждении и в спокойном согласии постановили сей акт, которым по любви к Отечеству выбираем наследника по праву естественному после смерти нашей, Павла, сына нашего большего Александра, а по нем все его мужеское поколение…»
Документ предполагал установление нового порядка в России престолонаследия и преемственности власти по мужской линии, ставящего закон выше воли монарха. Во время церемонии коронации Павел I впервые публично обнародовал акт и собственноручно положил его для «хранения на престоле Успенского собора» Московского Кремля в серебряный ларец.
Экспозиция делится на два раздела: венчания на царство в
В трех залах представлены государственные регалии, архивные документы, атрибуты высоких событий. Можно посмотреть фильмы, архивные документы, чтобы воссоздать величественную атмосферу коронационных празднеств в Российском государстве.
Возложение регалий на будущего царя делали его из претендента на престол в законного властителя. Корона российской империи, представленная на выставке, — одна из ключевых реликвий в важном событии государства.
Выставка интересна посетителям всех возрастов. Даже считающим себя знатоками истории удастся открыть для себя много новых неизвестных деталей.
Интересный экспонат — конные гремячие цепи, весом три с половиной килограмма. Они являлись главной достопримечательностью «Большого конного наряда». Цепи сопровождали торжественные церемонии непрерывным звенящим шумом. Народ понимал, что этим «громом небесным» начинается великое событие.
Все экспонаты выставки заключают в себе часть истории Российского государства, его особенности и традиции. Прикоснувшись к которым, можно тоже стать его частицей — образованной и думающей.
Выставочный зал Успенской звонницы
Патриарший дворец Московского Кремля
27 сентября 2013 — 22 января 2014.
Александр, спасибо за время. С вашего позволения, детали царской жизни буду писать постепенно. Пафоса было много, но и цари имели значение, среди них были патриоты))
0 Ответить
На основании выставки статью можно было бы и развернуть. Думаю что автор узнала много нового, можно было бы и с нами поделиться
Оценка статьи: 5
0 Ответить