Постоянная война на море стала разорять город. Тем более, что монополия Венеции на торговлю восточными товарами закончилась. Португальцы открыли морской путь в Индию, а чуть позже — на Острова Пряностей. Когда в 1571 году венецианский флот одолел турок в одной из крупнейших в мире морских битв при Лепанто, эта победа была уже не нужна. Мировые торговые пути сдвинулись из Средиземного моря в Атлантику. Венецию обогнали Голландия, Португалия и Англия.
Венец Венеции, как царицы морей, был утрачен. Зато она приобрела славу города красивого, таинственного и грешного. Как ни странно, это тоже приносило немалые доходы. Те дворцы, на которые мы любуемся, проплывая на теплоходике по Большому каналу, были построены в основном в 14-м и в 15-м веке, но роскошным убранством засверкали они только в веке 18-м. Тогда со всех концов Европы в Венецию стали слетаться богатые бездельники, искавшие здесь романтики и любви. Спрос родил предложение. Дорогие венецианские проститутки славились по всей Европе, как раньше лихие венецианские купцы. Хозяева легких и быстрых, очень хорошо приспособленных для грабежа, лодок — гондол, стали перевозить влюбленных и распевать баркаролы. Название этих песенок восходит к итальянскому слову «barka» — «лодка». Говорят, что сначала по-русски ударение в слове «гондола» ставилось, как в итальянском языке, на первом слоге. Но благодаря неуемной вольности поэтов, постоянно рифмовавших это слово с «баркаролой», ударение переместилось на следующий слог.
Минут сорок необходимо теплоходику, чтобы пройти по всему Большому каналу и причалить к пристани у Дворца дожей. Дальше надо идти и гулять по Сан-Марко самому. Конечно, зайти в собор и обалдеть от его внутреннего устройства и золоченного мозаичного убранства, прилежно копирующего храм Святой Софии в Константинополе. И разглядеть на портале собора мозаикой же выложенный сюжет с похищением тела апостола из Александрии. И увидеть квадригу украденных из Константинополя коней. Верующему человеку, возможно, будет в кайф спуститься в подземную крипту собора, к гробнице Святого Марка. Неверующему это никаких впечатлений не принесет, разве что жалко станет денег, которые за вход в крипту берут.
Если хватит сил и любопытства, стоит забраться на звонницу собора (кампаниллу) из красного кирпича с зеленой крышей, что находится напротив собора. Вид сверху замечательный, а мой знакомый, беззаветный фотограф, попав на эту верхотуру и делая снимок за снимком, был, кажется, не на высоте в 100 метров, а гораздо выше, на седьмом небе.
Площадь Сан-Марко, находящаяся перед собором, тоже достойна осмотра. Особенной фишкой являются очень дорогие кафе, в числе которых самое знаменитое — «Флориан». Место только для просмотра! Ибо за чашечку кофе здесь сдерут дикие деньги, а в меню будет включена и музыка пианиста, тихонько сопровождающая это удивительное по наглости действо. В общем, венецианцы демонстрируют, что гены их предков, лихих купцов, пока не растрачены.
Впрочем, достаточно уйти с площади и запутаться в лабиринте улиц, переулков и каналов, цены перестанут быть головокружительно высокими. Я сказал «запутаться»? Это не вполне верно. Запутаться на Венецианских улицах трудно. Везде указатели двух типов: к площади Святого Марка и обратно, к вокзалу «Санта-Лючия» (или к Римской площади, что практически одно и то же). Заплутать тяжело, но поплутать придется. Если захотите пешком проделать весь путь до вокзала, положите на это два часа, не ошибетесь.
Да, если захотите есть, выгребайте к мосту Риальто. Здесь находится самая дешевая в Венеции столовая самообслуживания и при ней еще и джелатерия, то есть продажа мороженого. Мороженое-джелато — такое же итальянское национальное блюдо, как и спагетти. Не знали?
Хождение по венецианским улицам от Сан-Марко до Риальто, как уже было сказано, дело утомительное, хотя и приятное. Поэтому, если устали, здесь можно сесть на теплоходик и вернуться к вокзалу, откуда утром мы начинали свой путь по достопримечательностям города. Вернуться переполненному впечатлений. Но если осталось желание увидеть что-нибудь еще, можно сесть на теплоход, идущий к островам Мурано или Бурано, чтобы полюбоваться на Венецию с воды. Собственно говоря, именно так, а не из тесных переулков, на эту «морскую столицу» (помните «Песню веденецкого гостя» из оперы «Садко»?) и надо смотреть!
Все в Венеции замечательно, это правда. Кроме разделительной парковки с ее ценами. ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прогулялась по Венеции вместе с Марком Блау и получила огромное удовольствие. Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Честно говоря, об этом не знал. Как говорится, век живи, век учись. Сейчас, просмотрев Википедию, понял, почему. Остров Святого Лазаря находится в районе Лидо. То есть, не в том районе, куда устремляются ошалелые (и не очень ошалелые) туристы. Лидо - это место развлекух для богатых, что там может быть, кроме кинофестиваля, который тоже развлекуха для богатых? Оказывается, может...
Заодно узнал о факте унии римской и армянской церквей. До сих пор думал, что уния была одна - Флорентийская, объединившая украинскую и римскую церковь. Интересно, какие отношения между армянскими католической и апостольской церковью? Такие же плохие, как между украинскими православными и униатами?
0 Ответить
Уния – унии рознь. Те задачи, которые поставил перед собой Мхитар Севастийский, невозможно было решить в рамках Армянской церкви. Мхитар Севастийский, пойдя на унию с папой Римским, в основном сохранил основы вероучения Армянской церкви и получил право печатать книги на армянском языке - в монастыре более 200 лет работала типография.
Отношение к мхитаристам – разное. Одни отмечают их большой вклад в сохранении языка и памятников армянской письменности, в развитие армянской культуры, другие – считают их изменниками. Однако факт остается фактом - любой иностранец, посещающий остров Святого Лазаря, в первую очередь сталкивается с армянской культурой. При встрече с мхитаристами президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армянское государство в рамках своих возможностей готово помогать в решении проблем, стоящих перед Конгрегацией мхитаристов.
… Некий юзер Grozni, в беседе с азербайджанским политологом Арифом Юнусовым, сообщил ему: «К сожелению, я не смог отправится на армянский остров в Венеции, но по моей просьбе веницианский гид немного рассказал о нем! По секрету скажу: Отделяться они пока не собираются.»
Отвечая на эту «шутку» Ариф Юнусов выдал свою: «Спасибо за уточнение: именно "пока" не собираются. Надо благодушным и наивным как азербайджанцы из Сабирабадского района итальянцев объяснить, что скоро встанет вопрос о Нагорно-Венецианской Республике.»
Что можно сказать по поводу подобной шутки? Видимо, недостаток порядочности и честности позволил политологу Арифу Юнусову так глупо шутить. Судьба острова св. Лазаря является убедительным доказательством того, что армяне никогда не пытались создать свои республики на территории иных государств.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Марк, признаюсь, меня удивило, что гуляя по Венеции, Вы не обратили внимание на таблички на причале, которые на нескольких языках, в том числе и на армянском, извещают, что на катере можно совершить экскурсию на остров св. Лазаря…
На территории острова находятся армянский католический монастырь и церковь, огромная библиотека-музей, в котором хранятся древнейшие книги-рукописи...
История монастыря тесно связана с историей Венеции. Основатель монашеского ордена Мхитар Себастаци в 1717 году после настойчивых просьб и хлопот получил от Сената Венецианской республики разрешение поселиться со своими помощниками на необитаемом в ту пору острове Св. Лазаря…
С момента образования конгрегации мхитаристов на европейском континенте было много войн, и Италия не раз втягивалась в эти конфликты. Однако остров Св. Лазаря сохранял свой статус, дарованный ему Сенатом Венецианской республики.
Оценка статьи: 4
0 Ответить