Не ищите этого слова в Википедии, его там нет. Я сама изобрела его, получилось оно длинным и неуклюжим. Но мне кажется, что оно правильно и необходимо для рассказа о судьбе человека по имени Альберт Боллер.
В 1942 году 16-летнего паренька Альберта Боллера призвали в армию вермахта и отправили на фронт. Он служил в Голландии, после боёв за Арнем его подразделение было переформировано и отправлено на восточный фронт в Словакию. Именно там во время битвы с советскими войсками Боллер попал в плен и был отправлен в лагерь для военнопленных.
Содержание немцев в советских лагерях было не в пример более жестоким по сравнению с лагерями союзников. Скудная еда, изнурительная работа, раны, болезни и холод, холод, холод… В этих тяжелейших условиях выживало всего около 20% военнопленных.
В ту морозную ночь Альберт, больной тяжелейшим воспалением лёгких, прощался с жизнью. На соседних нарах стыл труп его однополчанина, умершего той же ночью от заражения крови — он пытался свести татуировку СС. Чуть дальше лежал парень, призванный вместе с ним из его родного городка, он замёрз во сне.
Альберт плакал, глядя в потолок, и, позабыв, что он не верит в бога, просил Творца помочь ему выжить. Вдруг он подумал, что так же просили бога о спасении евреи, которых вели на расстрел. «Боже, если ты поможешь мне, я буду всю жизнь помогать им!» — прошептал он, проваливаясь в беспамятство.
Наутро лагерный врач, пожилая еврейка, очень удивилась, обнаружив, что пленный Боллер ещё жив, сказала, что это просто чудо и велела давать ему усиленное питание. Этим она спасла ему жизнь. Вскоре его выпустили из лагеря, но он был ещё настолько слаб, что с трудом передвигался самостоятельно. Альберта приютила одна еврейская семья, где его выходили и немного подкормили, делясь весьма скудной едой.
После этого Альберт поклялся беречь еврейский народ и всеми силами помогать ему. Таким путём пришёл к Богу бывший солдат вермахта Боллер. Свой процесс самоденацификации он начал, не дожидаясь решений Потсдамской конференции.
Проведя больше 4-х лет в советских лагерях, он вернулся на родину, работал строителем, активно участвовал в деятельности местной церкви. Своим детям Альберт также советовал никогда не забывать о религии, а также завещал оказывать помощь еврейскому народу.
Эту историю рассказал 47-летний Юрген Боллер — сын того самого солдата. 20 лет назад он приехал в Израиль делать пост-докторат по физике и… остался. Сейчас он живёт в еврейском государстве и два его сына готовятся к военной службе в Армии обороны Израиля. А Юрген Боллер работает исполнительным директором Всемирного христианского посольства, резиденция которого находится в центре Иерусалима.
Христианский сионизм — направление, отражающее убеждение части христиан в том, что возвращение евреев в Святую землю и возрождение государства, — есть исполнение пророчеств Библии. Движение, зародившееся в середине XIX в. в Великобритании, в наше время приобрело значительный размах, особенно в США.
Вернёмся к самоденацификации, этому сложнейшему процессу самоочищения и осмысления жизни, пересмотру своего мировоззрения.
Лейтенант ВМФ Германии Мартин Нимёллер в Первую мировую войну был командиром подводной лодки, награждён медалью «За боевые заслуги». Выйдя в отставку, решил изучать богословие и в 1924 году принял духовный сан. Ярый националист и антикоммунист, пастор богатого берлинского прихода, он горячо приветствовал приход к власти Гитлера и немедленно вступил в нацистскую партию.
Разочарование наступило лишь тогда, когда нацисты стали активно вмешиваться в дела церкви. Пастор понял, что фюрер провозглашает единовластие и главенство государства, а не церкви. Нимёллер пользовался большим уважением, в июне 1937 г. при огромном стечении прихожан он прочитал проповедь, которая для него оказалась последней: «Мы больше не можем хранить молчание, если Бог повелел нам говорить. Мы должны повиноваться Богу, а не человеку!»
Гитлер пришёл в ярость, объявил Нимёллера политическим агитатором и своим личным врагом. Уже через пару дней пастор был схвачен и посажен в тюрьму Моабит. Потом его отправили в концлагерь Заксенхаузен, оттуда он был переведён в Дахау, который в 1945 г. освободили войска союзников.
Мартин Нимёллер (1892−1984) — протестантский богослов, известный пацифист и противник нацизма, президент Всемирного совета церквей, признавал вину в нацистских преступлениях, искренне раскаивался в своих прежних убеждениях.
«Когда они пришли…» — это его стихотворение, написанное в 1946 году, оно широко известно и переведено на десятки языков. В нём он пытается найти объяснение бездействия интеллектуалов Германии, их непротивление власти Гитлера.
«Сначала они пришли за коммунистами, и я промолчал, потому что я не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, и я промолчал, потому что я не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзниками, и я промолчал, потому что я не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, и я промолчал, потому что я не еврей.
И когда они пришли за мной, больше некому было протестовать».
Не дай бог никому оказаться в состоянии ужасного и постоянного стресса и психологического, и физического.
Не дай бог никому почувствовать на себе, что происходит с человеком, когда перестаёт работать «нравственный закон» и слышен голос только инстинкта выживания.
Но перед человеком порой встаёт вопрос — до каких пор можно делать вид, что тебя не касается происходящее? До каких пор можно закрывать глаза на творящийся беспредел и несправедливость?
Страх за себя, своих родных и близких, собственное благополучие — это чувство очень понятное, естественное, человеческое. Но иногда наступает момент, когда приходится и решать, и решаться. Дай бог, чтобы он не наступил…
Увы, но эта очень интересная и в высшей степени полезная статья явно не пользуется популярностью в ШЖ... "Выдавливание из себя по капле" - раба ли (по Чехову) или нациста (а если брать шире - агрессивного ксенофоба) - нелёгкая и неприятная работа, ведь для начала надо признать себя рабом или нацистом. Для этого требуется умение отнестись к самому себе объективно и беспощадно. А это - редкое умение, особенно в современной России, в которой усиленно пропагандируется тезис о том, что Россия и русские непогрешимы, всегда и во всём правы, а любая критика воспринимается как антирусское выступление. Так что ни на государственном, ни на личностном уровне ожидать от современных россиян покаяния (или хотя бы раскаяния...) не приходится. А денацификация - как государственная, так и личная - начинается именно с раскаяния...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Евгения Комарова, "статья явно не пользуется популярностью" Вот мне это тоже бросилось в глаза. И загвоздочка здесь в приставке "само-" - тут ведь нельзя перевести стрелки на "пиндосов" и прибалтов с немцами, нужно в себе покопаться А неофашисты и нацики с молчаливого одобрения многих россиян при любой возможности бьют, режут тех, кто "рожей не показался". Протестуют, конечно, некоторые, но большинство россиян молчит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Я промолчал... и когда они пришли за мной, больше некому было протестовать" - известные строки. Спасибо, что напомнили, кто это сказал.
Отличная статья. Самоденацификация даже важнее, чем денацификация на государственном уровне.
Оценка статьи: 5
0 Ответить