Первоначально планировалось, что поход продлится ещё. Однако скоро выяснилось, что по причине сильного шторма 12 российских кораблей пошли ко дну, а 30 оставшихся на плаву требовали серьёзного ремонта. В связи с этим продолжать поход представлялось бессмысленным, ведь часть оружия и провизии очутилась на морском дне.
Тем не менее военная операция прошла вполне успешно. Император уехал на Терек, затем — в Астрахань. Вернулся в Москву он только 13 декабря, и встречен был там с триумфом.
Покорение Кавказа продолжилось совсем скоро, буквально на следующий год. Дождавшись, когда сойдёт снег и просохнут дороги, генерал Матюшин с отрядами двинулся на юг. 25 июля 1723 года русские войска взяли Баку, что сильно порадовало Петра Первого. Затем оперативно были заняты каганаты Баку и Ширван, следом — персидские провинции Гхилиан, Мазандеран, Астрабад.
Российские войска действовали слаженно и уверенно, что сильно обеспокоило турецкую сторону. Ведь официальный Стамбул также старался усилить своё влияние в регионе. В конце концов, 12 сентября 1723 года Россия и Турция подписали договор. Согласно этому документу, Пётр Первый обещал выпроводить с подконтрольных России территорий афганцев и возвести на престол шаха Тамаспа. Последний же уступал России Баку и Дербент, а также провинции Гхилиан, Мазандеран, Астрабад.
Но договор в 1724 году так и не был ратифицирован, а специальный царский посланник князь Мещёрский был убит. Через год скончался и сам Пётр Первый, который не успел отреагировать на дерзости турецкой стороны.
В 1730 году на престол взошла императрица Анна. Вопреки рекомендациям некоторых своих приближённых, она поступила довольно опрометчиво с наследством Петра Первого. В 1732 году императрица вернула Персии все территории к югу от Куры, а в 1735 году и вовсе согласилась на вывод русских частей к старой пограничной линии, проходившей по Тереку. Таким образом, завоевания Петра были забыты, как и гибель сотен солдат (да и мирных жителей тоже) в ходе этих завоеваний. Безусловно, в действиях Анны была своя логика, но не все эту логику понимали и разделяли.
Обострившиеся отношения с Турцией в Причерноморье заставили на некоторое время позабыть о сложных кавказских проблемах. Затем, как это часто случается, об этих проблемах пришлось думать, но уже с удвоенной силой.
С 1762 года Российской империей начинает править Екатерина. Она сразу же старается уделять Кавказу повышенное внимание.
К этому времени неофициальной столицей русской части Кавказа являлся Кизляр. В 1762−63 гг. строится Моздок. В нём возводится православная церковь и значительно укрепляются казармы.
Интересно, что до этого момента гребенские казаки продолжали оставаться староверами. Каковыми они, собственно, и были. Лишь в 1768 году гребенцы (но не все, а примерно половина) после длительных раздумий отказались от старых обрядов. К началу ХIХ века практически все они уже были приверженцами нового обряда.
Но вернёмся к свежепостроенному Моздоку. Активная деятельность русской стороны не понравилась кабардинским князьям. Формально здесь не было никаких кабардинских построек, но на этих землях местные скотоводы издавна пасли скот. Поэтому они вполне обоснованно считали эти пространства своими и осудили появление новой крепости. Русские проигнорировали мнение кабардинцев, что привело к военному конфликту между двумя народами, длившемуся с 1765 по 1779 годы.
До сих пор так и не прочитала внятного объяснения, зачем понадобилось освоение (или если угодно, покорение) Кавказа.. почему этот регион был и остается важной точкой в геополитике России..
А в целом так нормальный цикл статей..
0 Ответить