На территории Беларуси есть много интересных для туристов исторических памятников, но мало кто знает о существовании уникального архитектурного объекта, речь о котором и пойдет в этой статье…
В д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, неподалеку от нынешней д. Малое Можейково, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы, которая относится к храмам оборонного типа и является памятником культово-оборонительной позднеготическо-ренессансной архитектуры.
В средние века на территории Беларуси таких церквей оборонительного типа было построено немало, в них местные жители не только посещали богослужения, но и скрывались от набегов врагов. Но, к сожалению, через Беларусь прошло много войн, поэтому многие памятники архитектуры были разрушены. И сейчас сохранилось только два храма оборонного типа — в деревнях Сынковичи (церковь-крепость Святого Михаила, Зельвенский р-н, Гродненская область) и Мурованка. Аналогов им на территории Беларуси больше нет.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в д. Мурованка является одной из первых церквей-крепостей, которая появилась в Великом княжестве Литовском. В народе эту церковь называют просто Мурованка или Маломожейковская. Согласно сохранившимся документам, ее основал виленский подконюший Шимко Мацкевич-Шкленский, датой основания храма-крепости считается 1524 г.
Форма здания — необычная, с высокими стройными башнями, что дало основание отдельным исследователям высказать предположение, что примером для Мурованки послужили мусульманские минареты. В 1706 году войска Карла XII, следуя через эти места на Полтаву, по приказу короля даже обстреляли церковь просто потому, что она привела в ярость Его Величество своим необычным внешним видом.
Церковь-крепость Мурованка представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение размером около 15×13,5 м, с высокой двухскатной крышей (без характерных для православных церквей куполов), толщина стен достигает 2 м. По углам возведены четыре круглые башни: диаметр западных башен — около 4,5 м, толщина стен — 1,8 м; диаметр восточных — около 3 м, толщина стен — около 1 м. Первоначальная высота башен — около 14 м.
Наружные стены, фронтон и башни украшены многочисленными неглубокими оштукатуренными нишами. Стены и башни имеют бойницы. Бойницы как бы опоясывают храм в его верхней части и использовались в те времена для дальнего боя, сперва в них размещались лучники, после — арбалетчики. Кроме того, как в толще основных стен, так и башен, располагались бойницы для среднего и ближнего боя. А некоторые из отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на нападающих.
В башнях были сделаны винтовые лестницы, которые вели к бойницам. Каждая бойница имела вид большого, сужающегося к середине проема, перекрытого округлой арочкой. Над бойницей — небольшое отверстие для наблюдения за противником. Бойницы позволяли держать под огнем подступы к входу в храм. Со временем часть бойниц заложили, ниши превратили в окна.
Под полом церкви находится сводчатое складское помещение, где можно было размещать большие запасы на время осады. По описаниям историков, до начала XIX в. в храме по всему периметру шел тайный подземный ход. Кроме того, там находилось множество тайников, а под зданием располагались два склепа. Вход в западной стене до начала XIX в. закрывался железными дверями и имел оборонительную решетку — герсу, которая через специальный проем опускалась сверху на цепях. Во второй половине XIX в. церковь немного перестроили: к западному фасаду был добавлен притвор и надстроены башни.
За свою историю, судя по следам от пуль и картечи на стенах, Мурованка не раз была атакована и в запустении пребывала очень долго, поскольку переходила и к униатам, и становилась римско-католической. Церковные документы не раз уничтожались во время нападений и грабежей. В 1863 г. настоятелем Мурованки был назначен выпускник Литовской духовной семинарии Лев Савицкий, при котором было составлено описание церкви, напечатанное в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 г. Благодаря стараниям Савицкого, в 1864 г. при церкви открылась церковно-приходская школа, а после пожара — училищный дом.
Очень пострадала Мурованка во время Первой мировой войны, когда храм служил местом для пленных. Только неизвестно — чьих. Алтарная часть была превращена в место, где хранился провиант. Это послужило приманкой для крыс, которые изгрызли пол и испортили стены. Военнопленные, в свою очередь, разрушили забор, ворота, сожгли пристройки при храме. Иконы, колокола и множество церковных вещей были вывезены в Московскую Епархиальную Церковь, где и остались.
Когда настоятель храма Лев Савицкий вернулся сюда в 1920-е гг. и увидел церковь в страшном состоянии, он сразу занялся ее восстановлением. Но в 1924 г. храм был отобран у православных польскими властями и переосвящен в костел, коим и был по 1948 г. В советское время храм был закрыт и более 40 лет использовался как складское помещение. Только в 1993 г. Мурованка была возвращена православным, став центром прихода, объединяющего 8 окрестных деревень. При церкви была организована воскресная школа.
Во внутреннем убранстве Мурованки нет характерной для церквей фресковой росписи, стены оштукатурены. Здесь хорошо сохранились восхитительные по своей готической природе своды, в европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными». И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. Сохранились и великолепные голосники — керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики.
В храме есть один особенный кирпич — «царская лилия» — символ чистоты и девственности Богоматери, поэтому церковь-крепость освящена и названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На некоторых кирпичах стен можно увидеть следы лап животных. Происхождение этих символов пока остается тайной, но подобные лапки можно увидеть во многих местах церкви.
И хотя многочисленные перестройки храма в XVI, XVII и XIX вв. исказили и во многом скрыли первоначальные конструкции и пластические детали этого уникального объекта, там есть на что посмотреть! Не буду вдаваться в подробные описания внешнего и внутреннего облика Мурованки, но уверена, что своеобразные элементы архитектуры этого храма не оставят равнодушными ценителей подобных достопримечательностей.
С 1870-х гг. историки, археологи, краеведы, а теперь и богословы вносят свою лепту в изучение этого необычного памятника. В 1980-х гг. был разработан проект реставрации, благодаря которому были сохранены конструктивные и архитектурно-пластические элементы храма. В 2007 г. начался новый этап изучения этого уникального объекта архитектуры. Сейчас там ведутся комплексные научные исследования. Планируется провести реставрацию церкви, хотя визуально она и так в отличном состоянии. После реставрации на чердачном этаже предполагается разместить музей.
Церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в д. Мурованка — храм необыкновенной красоты, он почти не утратил своего первоначального вида и похож на средневековый замок с четырьмя башнями по углам. Эта церковь претендует на внесение в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Очень интересная статья. Сама я живу в Беларуси, но не знала об Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Мурованка. Хотя много путешествую. Спасибо за информацию.
0 Ответить
Татьяна Подплутова, благодарю за отзыв.
0 Ответить
Я не представляюсь себе варваром и йеху и больше люблю старые, старинные здания и дома, но эта страсть к сохранению "гысторыческих каштоунасцей", вопреки здравому смыслу и лайт-обманом зевак, которые туда устремляются, мне несколько смешна.
Вот у нас в Гродно Каложская церковь: часть основания - польский бетон и белорусская арматура, стены (камни в них) большей части свои, те, замазка между ними - сто раз шпатлевка с Южного рынка, крыша - современная крашеная жесть, интерьер - где свои камни, все остальное - нет. Что осталось от той "17 века", настоящей Каложской церкви, если больше чем наполовину она из польской шпатлевки и белорусской арматуры? Хотя Каложская церковь - не худший вариант, в ней много "своего".
Не кажется ли Вам что здесь занадто обмана?
Сохранение других "гыторических каштоунасцей", когда и кирпич крошится, и песок сыпется, на немалые деньги, годами реновация, санация и т.д. (здесь есть здания, которые десятилетиями ремонтируются), для того, чтобы ты ощутил в них что? Запах польской краски?
Или всевозможные "дома, в которых останавливался Столыпин, был проездом Пушкин, захаживал Купала"... И что с того, что там, может быть, провел ночь Пушкин - да и то не факт, возможно лишь маркетинговый ход для туристов? Это делает дом, здание каким-то особенным?
Хотелось бы больше здравомыслия.
Ну, а если откинуть мое занудство, то, да, гораздо лучше сходить на экскурсию в ту же средневековую церковь или Дом купца Муравьева, чем в ресторан, на голливуд-кино или сидеть за компом. Разве что это-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, мои мысли по этой теме во многом созвучны Вашим. Мне тоже не понять, когда за уши притягивают факт, что кто-то Великий когда-то, возможно (!), останавливался вот в этом доме... И ведут туда туриста вереницей. Баблокосилка в действии.
И да, не всегда рациональны вложения денег в восстановление практически из руин стопятьсотого здания, когда таких же аналогов вокруг предостаточно.
Что касается темы статьи, то Мурованка не лежала в руинах, она прекрасно сохранилась как строение и уникальна по своей архитектуре. Ей не понадобилась арматура, кирпич и прочее из современности. Разве что чуток косметического ремонта... Впрочем, об этом в статье рассказано.
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, я понимаю. Просто по школару-привычке я высказал свои умные мысли, проигнорировал содержание статьи-)
Думаю, что если Мурованку внимательно осмотреть со всех сторон, окажется, что не такая она и "руина" - снова прет из меня мое занудство-)
Статья интересная, познавательная. Пусть народ читает и посещает-)
0 Ответить