• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Новороссийск - город, который вырос на развалинах крепости Суджук-Кале?

В статьях, посвященных городу Новороссийску, можно встретить утверждения о том, что город Новороссийск вырос на развалинах турецкой крепости Суджук-Кале: «12 сентября 1838 года корабли российской эскадры вошли в Цемесскую бухту, 5816 человек под командованием Раевского и Лазарева высадились на развалины турецкой крепости. Этот день празднуется теперь как День рождения города». Насколько верны подобные выводы?

Chubykin Arkady Shutterstock.com

Вот что сообщает весьма авторитетная «Военная энциклопедия», изд. Сытина, на слове «Новороссийск»:

«Здесь в XII в. обосновались генуэзцы и возвели крепость, которая была взята и разрушена в исходе XV в. татарскими полчищами Бенгли-Гирея. В 1722 г. турки построили в бухте крепость Суджук-Кал, которая явилась центром их воздействия на закубанских горцев. Крепость была взята русскими войсками в 1812 г. и тогда же взорвана. Суджукская бухта уступлена России по Адрианопольскому договору 1829 г. В 1832 г. в глубине бухты, у устья реки Цемеса, было построено небольшое укрепление, у которого начало образовываться русское поселение. В 1838 г. император Николай I повелел Цемесское укрепление расширить в крепкий опорный пункт. …Проект был с. утвержден в январе 1839 г. и тогда же будущий опорный пункт и поселение повелено было именовать Новороссийск».

Следует отметить также, что императорский рескрипт от 20 августа 1838 года гласил: «Иметь при устье реки Цемес главный порт или пристань для береговой нашей эскадры».

Отсюда ясно, что царским проектом предусматривалось не восстановление крепости Суджук-Кале, а строительство нового города. При этом войска высаживались не на развалинах турецкой крепости Суджук-Кале, они высаживались на берег, на котором уже стояли русские части, существовало небольшое укрепление и поселение, именуемые в одном из документов «лагерь».

Вопрос о строительстве нового опорного пункта считался настолько важным, что кандидатура начальника Новороссийского укрепления была утверждена военным министром. В феврале 1839 г. на эту должность был назначен капитан I ранга Л. М. Серебряков.

Летом 1839 г., сообщая начальству о положении дел в Новороссийске, Л. М. Серебряков завершает свое сообщение пометкой «Лагерь при Цемесе». Итак, летом 1839 г. уже существовало название «Новороссийск», но город еще не существовал — было только два форта. Базой же строительства нового города были не развалины турецкой крепости Суджук-Кале, а лагерь при Цемесе.

Думается, необходимо признать, что история Новороссийска начиналась ни с турецкой крепости Суджук-Кале, а с лагеря при Цемесе…

В старом Новороссийске главной улицей города была Серебряковская. Этот факт говорил о том, что А. М. Серебряков имел определенное отношение к городу. Он строил город, совмещая несколько лет должность начальника линии и начальника порта.

В марте 1855 г. при обороне осажденного Севастополя погиб капитан-лейтенант Марк Серебряков, сын адмирала Л. М. Серебрякова. Сообщая отцу погибшего офицера о гибели сына, П. С. Нахимов написал в своем письме:

«Милостивый государь Лазарь Маркович! Доблестная военная жизнь Ваша дает мне право говорить с Вами откровенно, несмотря на чувствительность предмета. Согласившись на просьбу сына, Вы послали его в Севастополь не для награды и отдыха: движимые чувством святого долга, лежащем на каждом русском и в особенности моряке, Вы благословили его на подвиг, к которому призывали его пример и внушение, полученные им с детства от отца своего; Вы свято довершили свою обязанность, он с честью выполнил свою…

Павел Нахимов".

Как видно из письма, адмирал Нахимов высоко ценил адмирала Серебрякова.

Долгие годы имя адмирала А. М. Серебрякова умалчивалось. В новороссийском музее можно было увидеть портреты Лазарева и Раевского. Портрета Серебрякова не было. Только в сентябре 1977 г. решением Новороссийского горисполкома одна из центральных улиц города была названа именем адмирала Л.М. Серебрякова…

…Хотелось бы вспомнить еще одно имя. В годы Великой Отечественной войны на Новороссийской военно-морской базе служил Григорий Александрович Бутаков, внук адмирала и сын адмирала. Дед Бутакова, тоже Григорий Бутаков, наставник будущего адмирала С. М. Макарова, был позабыт чиновниками из Адмиралтейства, отец — адмирал Александр Бутаков, был расстрелян в Кронштадте во время Февральской революции.

Род Бутаковых дал русскому военно-морскому флоту 121 моряка, в числе которых было 19 адмиралов и 14 капитанов 1 ранга. Род Бутаковых прервался на Григории Александровиче. Сам Г. А. Бутаков, будучи мичманом, принял революцию, но был уволен из ВМФ капитаном II ранга…

Статья опубликована в выпуске 8.04.2014
Обновлено 29.11.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: