Однако наибольшего успеха в деле приращения своего государства имели литовские князья. Попытки венгров и поляков подчинить себе Галицкую Русь успехов не имели. Так продолжалось до 1335 года, пока не умер князь Юрий II Андреевич, из-за чего здесь прекратилась династия русских князей из дома Рюриковичей. Следствием этого стало присоединение Галицкой (Червоной) Руси к Польше.
Ко времени соединения Великого княжества Литовского с Польшей первое занимало огромное пространство от Балтийского до Чёрного моря с одной стороны, и от Оки до Западного Буга — с другой. Удивительным было то, что на этих землях преобладала не литовская народность, а подразделявшаяся на разные ветви русская. Известно, что территория, населённая собственно литовцами, занимала менее 10% от всего литовско-русского государства!
Естественно, превосходя литовцев в количественном отношении, русские оказывают доминирующее влияние на них и в культурном плане. Такого мнения придерживается большинство историков разных лет, приводя в качестве убедительных аргументов неопровержимые факты.
Сын известного князя Миндовга по имени Воишелг был православным монахом. Такой же путь избрал и сын князя Тройдена Римонт. Последний принял монашеский постриг под именем Елисея и проживал в Лавришевском монастыре.
Литовцы стремительно перенимали от русских обычаи, ремёсла, веру и даже язык. После вступления на Литовский великокняжеский престол Витеня (1293−1315 гг.) русский элемент окончательно побеждает литовский и обрусение литовцев быстро прогрессирует.
Для успешного сближения литовцев с русскими литовские князья вступали в брак с русскими княжнами, что вело к распространению православия среди языческой литовской среды. Князья Гедимин и Ольгерд были женаты на русских княжнах. У первого это были Ольга и Ева, у второго — Мария Витебская и Иулиания Тверская. Из семи сыновей Гедимина четыре были крещены в православие. Все двенадцать сыновей Ольгерда (он правил с 1345 по 1377 года) были православными!
Вообще, при Ольгерде обрусение литовцев достигло максимального размера. Русский язык стал официальным языком Великого княжества Литовского, и на нём составлялись все государственные акты и документы.
Такое положение дел не кажется удивительным, если вспомнить, что Москва начинает собирать вокруг себя северо-восточные земли. Таким образом, удержать русских в своём государстве литовцы могли, если бы дали им максимальные привилегии. И это происходило на всех направлениях. Поэтому русские люди чувствовали себя в Литовском княжестве вполне комфортно и перебираться в московские земли не спешили.
Вероятность того, что Литовское государство стало бы православным западно-русским великим княжеством, была велика. Всё шло именно к этому, пока в 1386 году великий князь Ягайло не женился на польской королеве Ядвиге, дочери Людовика Венгерского. Теперь политическое соединение Литвы с Польшей стало неизбежным, что привело к тому, что княжество Литовское стало католическим государством и переняло многое из польской, да и вообще западной, культуры.
Вопрос очень щекотливый. Большинство читателей статьи отождествляет понятие Руси с нынешней Россией, а во времена, описываемые автором, этот термин локализовался скорее на территории современной Беларуси. А то, что сейчас называют Русь/Россия, тогда звалось Московией, и собственно к Руси тех далеких веков отношения не имело. Статья грешит исторической спекуляцией в степени распространения влияния Московии на окрестные земли. Из-за неодинакового смыслового наполнения термина Русь в разные времена возможно такое жонглирование историческими фактами и всё на пользу Московии, узурпировавшей само слово Русь. Остается только надеяться на достаточную компетентность читателей, которая не позволит принять за чистую монету сей опус.
Оценка статьи: 1
1 Ответить
Светлана Грибович, рекомендую изучить труд В.А.Беднова "Православная церковь в Польше и Литве" (Екатеринослав, 1908г.) За эту работу автор получил степень магистра богословия, а затем был выдвинут Киевской Духовной академией на Макарьевскую премию. В этой книге найдёте массу абсолютно достоверных фактов, подтверждённых польскими, русскими, украинскими и немецкими историками.
0 Ответить
Максим Мищенко, регалии Василия Алексеевича впечатляют. Не надо только забывать, что преподаватель богословия - важнейшей идеологической дисциплины в Российской империи - не мог написать книгу, не отвечающую идеологической доктрине государства, которому он исправно служил. Да, он за нее и получил степень магистра богословия, поскольку правильно, сиречь в нужном ключе, истолковал вполне достоверные факты истории православной церкви на той территории, за которую она вела борьбу.
Оценка статьи: 1
1 Ответить
Светлана Грибович, преподаватели богословия писали разные книги. В том числе и такие, за которые подвергались гонениям. А факты, приведённые Бедновым, меня лично впечатляют.
0 Ответить
Максим Мищенко, у преподавателей богословия разные судьбы. А впечатления от фактов у каждого свои, и Ваши - не могут быть единственно возможными. Удачи!!!
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Светлана Грибович, а Вы его работы читали? Или Грушевского? Костомарова, например?
0 Ответить