Зрителя приглашают погрузиться в то, что называется частной жизнью. Обе женщины заняты своими простыми домашними делами. Тем не менее это личное пространство существует в общественном контексте. Справа за пределами дома можно увидеть две башни: более высокая — Nieuwe Kerk, где похоронен Вильгельм Молчаливый (принц Оранский), основатель Голландской республики, а пониже — городская ратуша.
Еще одной важной особенностью «Вечернего дворика в Дельфте» является скрупулезное изображение зданий как с точки зрения материалов, из которых они построены, так и их расцветки". (Из сопроводительного текста к картине на сайте музея.)
«Вечерний дворик в Дельфте». Хотя картина называется «Вечерний дворик в Дельфте», на самом деле до вечера еще далековато. Но день идет к концу.
Дворик пустой совершенно — ни кусточка, ни цветочка. Голые стены. Часть стены красили очень давно: побелка местами пожелтела, местами облупилась (обнажена кладка). За забором — еще какие-то строения жилого вида.
Довольно полная тетушка сидит спиной к зрителю, что-то прядет. Служанка идет в дом с ведром и кувшином. У нее нерадостное выражение лица: видимо, устала за день.
Бедность. Единственная роскошь — служанка. Да и роскошь, скорее всего, вынужденная — у очень полной хозяйки нет сил делать все самой. Занятие, которое ей под силу — прясть и вязать. Может быть, она работает на заказ, чтобы как-то поддержать себя.
«Женщина и служанка во дворе». Вечереет, клонящееся к закату солнце отражается в низких облаках. Хозяйственный дворик: крыша над пристройкой потихоньку разрушается, черепица придавлена жердями (иначе — сползет). Дворик вымощен кирпичом, но мостовая настолько стара, что почва под ней просела и видны волны.
Хозяйка в черном жакете стоит спиной к зрителю, она дает указания служанке, которая сидит перед ней. В правой руке служанки — поварешка, она только что вынула рыбу из кастрюли, над кастрюлей вьется парок. Рыба готова, ждут гостя, который уже на подходе.
«Женщина и служанка». Рассеянный свет падает на аккуратный дворик с балюстрадой. За заборчиком — еще один дворик с выходом на канал. За деревьями — городское строение с башенкой и высокой каминной трубой.
Ставни дома и входная дверь открыты настежь. Возле входа на стуле сидит почтенная матрона в черном жакете. У нее на руках письмо, которое она достала из сумочки внушительных размеров. На лице — блуждающая улыбка. Похоже, что это послание от очень близкого человека, который уже покинул этот мир. Остались только воспоминания.
Рядом стоит плетеная корзина, сквозь прутья которой видно что-то вроде листов бумаги. Возможно, женщина перебирает старые письма и избавляется от пережитого.
Ее романтическое настроение портит служанка с недовольным лицом. Она показывает хозяйке ведро с рыбой: рыба начала портиться, ее надо выбросить. А что готовить на ужин? Дома ничего другого нет.
На дворики Дельфта опускаются сумерки…
Дворики в Дельфте... В каком-то из подобных жил Вермеер?
0 Ответить
Елена Максимовская, очень может быть.
0 Ответить
Красивые дворики (даже бедные), но вот третий дворик, где женщина перебирает бумаги, скорее очень богат. Хорошее мощение, хозяйка не против показать своё лицо, служанка тоже богато одета, серьги в ушах. Да, личико капризно... Может дочь? Не вижу трагедии, не вижу испорченной рыбы, не вижу, чтобы им больше нечего съесть на ужин. Всё очень красиво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, богатый двор и дочь с рыбой - не вяжется. Двор побогаче - может быть, но не очень богат. Уже в те времена богатые люди знали и римскую античность, и восточную роскошь. В испорченной рыбе, безусловно, трагедии нет. Но и настроения она не прибавляет: дело к вечеру, а свежую можно купить только утром. Ужина нет! А есть хочется!Кстати, я тоже не вижу, что им больше нечего готовить на ужин. Наверняка можно что-то состряпать, сварить или поджарить яйца. Но, может быть, рыба была предназначена для гостей (которые на картине еще не проявились)?
0 Ответить
Интересная живопись. В те века еще рисовали нормально
Интересно, с какого века искусство стало все больше клониться в сторону "творчества душевнобольных", когда это стало модой и трендом? C начала 20 века, или позже?
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, у этой ветки живописи - многовековая история. Не модно, не тренд - так художник видит, в таком мире он живет. Сейчас мы видим больше - печать, телевидение, туризм. Кроме того, есть и любители чего-то необычного, нового, непривычного. Среди них есть "оголтелые", которые всех пытаются убедить в необычайной красоте таких произведений, как "Черный квадрат". Они очень громко говорят и пытаются убедить тех, кто их слушает, что классика умирает, что у нее нет исторической перспективы...
Под их влиянием оказывается часть искусствоведов - и не маленькая, которая способствует превращению модерновых произведений в хорошо продаваемый товар. Люди, желающие сделать на этом деньги, скупают продукцию и складывают ее в надежде, что ее цена поднимется до небес. Иногда это случается, иногда нет.
Боязнь искусствоведа прослыть старомодным - вот, на мой взгляд, причина восхваления таких "художников", как Гробман, для которого в Москве недавно устроили аж четыре выставки. О нем можно почитать на моем блоге "nevesharet.wordpress.com".
Тему можно продолжать бесконечно. Закругляюсь.
0 Ответить