Справа и слева от этой статуэтки стояли два поблекших от времени маленьких портрета. На одном портрете был запечатлен ее умерший в младенчестве сын, на другом — поэт Александр Блок.
Это был не тот портрет, о котором одна из героинь фильма «Весна на Заречной улице» сказала встревоженному герою Рыбникова: «Кто, кто? Хахаль ейный». На этажерке в темной деревянной рамке было лицо немолодого уставшего человека. Глаза его напряженно и грустно смотрели на меня.
Блок — поэт не для маленьких. Естественно, я с большим удовольствием слушала в нянином прочтении пушкинские и некрасовские строки, не говоря уже о сказках Чуковского. Но иногда няня брала в руки гитару и глуховатым голосом напевала, будто рассказывала:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Слова эти моментально завораживали, невидимой нитью привязывая меня к табурету, а няня продолжала томительно:
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч дрожал на белом плече.
И каждый во мраке стоял и слушал,
Как белое платье бьется в луче.
Уже потом в институте, изучая историю Серебряного века русской литературы, я добросовестно определяла размеры стихов и типы строф и рифм, пыталась проникнуть в дебри символизма. А в душе продолжало звучать:
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Новую жизнь себе обрели.
На этом месте моя всегда жизнерадостная няня вытирала ладонью покрасневшие глаза и говорила тихо:
— Простые слова, Лямашенька, а ведь сердце плачет от такой красоты.
Ах, няня моя, Елизавета Станиславовна! Ей я обязана впечатлительностью и неистребимым духом любопытства ко всему красивому и завораживающему.
Сегодня читают мало. Время мчится с такой бешеной скоростью, будто кто-то специально убыстряет его ход, чтобы люди не могли опомниться. С экранов телевизоров льются потоки негативной или намеренно завлекательной информации. Причем завлекают, почему-то воздействуя больше на низменные человеческие чувства. Стихов Блока услышишь мало, впрочем, как и любых других стихов. А интересующиеся жизнью поэта почему-то лучше запоминают то, что он выпивал, что от него уходила жена, что у него в квартире стояли гнутые венские стулья, что тесть его был знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым и что, наконец, он умер от рака мозга в 41 год. То, что при этом он был высокообразованным, прекрасно воспитанным человеком и замечательным поэтом, как-то остается в тени.
Ну, что же… Времени, как видно, не изменить, да и человеческую природу тоже.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только далеко у царских врат
Причастный тайнам плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Да, Александр Блок вовсе не был ни падшим ангелом, ни поверженным демоном. Почему-то в предисловиях к сборникам блоковских стихов его нередко награждали этими эпитетами. Александр Блок вовсе не подъезд и не лестничная площадка, как недавно услышала я такое «определение» поэта от одного из юных представителей нынешнего поколения. Да, в жизни и во взглядах его было много непонятного и противоречивого.
Но именно Блок был человеком, разглядевшим на ноже «пылинку дальних стран» и тем самым открывшим невероятные возможности для полета человеческой фантазии. Именно Блок написал изумительную «Незнакомку» и «Снежную маску». И, наконец, именно Блок провозгласил деликатность как высшее милосердие. А милосердие, как известно, наиболее всего заслужено человеком.
Не подходите к ней с расспросами.
Вам все равно, а ей довольно.
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена. Все больно.
Имена поэтов выше их грязного белья, в котором так любят копаться некоторые обыватели, выше их повседневного существования, их быта, подчас действительно тяжелого и неприглядного. А тем, кому от великих имен нужны лишь сально-жареные факты, Блок давно и насмешливо ответил:
Пускай я умру под забором как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то Бог меня снегом занёс
То вьюга меня целовала!
Блока не стало 7 августа 1921 года. Более полувека спустя я разглядывала его портрет на няниной этажерке. Потом этот портрет в потемневшей деревянной рамке затерялся. Но почему-то мне казалось, да и теперь кажется, что запечатленному на нем усталому седеющему человеку было бы радостно услышать песню моей няни на свои стихи.
Прочитала с большим удовольствием! Спасибо!хочу лишь сказать, что здесь всегда будут люди, что будут ходить за Вами по пятам и класть в душу. Не заморачивайтесь ими, мой Вам совет. У Вас реально очень крутые вещи.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Ирина Литновская, спасибо, дорогая моя! Спасибо за поддержку.
Хоть я в общем-то уже взрослая женщина, но, признаться, конечно -не из железа. Неприятно.
И самое удивительное, что как только чуть-чуть стала добиваться каких-то успехов, минимального признания (если хотите, посмотрите на моей личной страничке в профиле - я все указала, это все правда), сразу появились люди, которые систематически делают больно.
Не так чтобы переживала бы сильно, но знаете, будто подкусывают. Все равно - ранки, хоть и маленькие...
Правда всегда вспоминаю афоризмм Л.Гурченко: "Если клюют в спину - значит идешь вперед".
Спасибо вам, дорогая.
Все же нервы с годами они крепкими не становятся...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
У меня есть статья, называется, кажется, Почему нельзя заигрывать с публикой. Или как-то так. Она была написана под влиянием... разных обстоятельств. Но не суть. Суть в том, что, серьезно обдумав эту тему однажды, я приняла ряд принципиальных решений. И одно из них-никогда не читать комменты к своим статьям. С тех пор я этого не делаю. То есть вообще никогда. Я отписываюсь от них сразу же при написании статьи. И знаете-это работает. Ты реально освобождаешься от чужих мыслей в своей голове. Потому что в статье ты , в принципе, всё уже сказал, что хотел. И всё, что могут комменты - или обрадовать, или расстроить. Без этих радостей и расстройств вполне можно прожить, они необязательны для жизни. Удачи Вам, дорогая Ляман, пишите еще.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Ирина Литновская, Спасибо, Ирина. Я не знала этого. Спасибо!
Удачи Вам взаимно во всех начинаниях!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ирина Михайловская, именно хождение по пятам всяких чудиков и вынудило меня принять такое решение.Когда не понимаешь, чего от тебя хотят. Но у меня тут всё еще сложней Когда я описала тему,я как бы закрыла ее для себя. Теряю интерес к ней, становится лень обсуждать и спорить. Но это не тема блога Ляман. Не будем флудить тут, Ирин.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
.
0 Ответить
Ляман!
Замечательная статья!
Спасибо вашей няне! Я её так живо и ясно представила, словно собственными глазами видела.
Спасибо и за Блока!!!
С теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, спасибо, дорогая моя!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это вам спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, что можно сказать про нелюбовь Бунина к Блоку?
0 Ответить
Спасибо за любовь к одному из моих самых любимых поэтов....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, это одно из любимых моих стихотворений Блока. Но никогда не забуду, как изумительно читала Блока моя мама, физик по профессии и гуманитарий в душе. Скифов до сих пор наизусть помню с маминого голоса. Спасибо вам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, имхо, это больше,чем стихотворение Блока.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо вам большое. Просто пишу о том, что люблю. Будет время и желание, зайдите на проза.ру.Там мои рассказы и статьи в большем объеме. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, "Простим угрюмость, ведь не это // сокрытый
движитель его. // Он весь дитя добра и света // он весь свободы торжество." ( Возмездие)
Имхо, А. Блок обладал поэтической магией, его стихи добротны и жгучи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень проникновенно пишете, спасибо.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Позвольте возразить: поэзия – это дело редких одиночек, которые отмечены Богом...
Накануне своей смерти Энгельс пророчески писал Плеханову: «...уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это — Николая II» Блок жил в стране, которая была больна революцией. Он надеялся, что за идеями революции стоит Христос.
Однако, вопреки Блоку, Христа за идеями революции не было. Был, как отметил Энгельс, дьявол.
Говорят, что Блок погиб, как погиб и Есенин. Думается, что подобное утверждение имеет право на жизнь.
Оба поэта поняли, что матушка Русь погибла. Пережить это ни Блок, ни Есенин не смогли.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, Атлантида Серебряного века возродилась птицей Феникс советской поэзии. И это "медицинский факт"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо вам огромное! А это просто воспоминания мои, но ведь они идут из глубины души, поэтому искренни. Если хотите, зайдите на прозу.ру, там много моих эссе о писателях и рассказов.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ляман Багирова, вторая Ваша статья, и опять несколько очень и очень приятных минут. Надеюсь прочитать и про других русских поэтов, не только "Серебряного" века, а и других времен, их ведь так много было, и они все такие были хорошие.
Оценка статьи 5
1 Ответить