Загадочный праздник
Сейчас слобода Дымково — это часть города Кирова (прежние названия — Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние — он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.
Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».
В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл — оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.
Возрождение красочной сказки
В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых — Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.
Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50−60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».
Точки, линии, круги…
Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается — для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.
Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации — потали.
Одна из особенностей дымковской игрушки — богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета — красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии — воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.
Летние краски посреди зимы
Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это — задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.
В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки — перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.
Красочные фигурки действительно выглядят живыми — достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни — задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.
Спасибо за интересную статью!!!
С теплом,
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Людмила Белан, cпасибо Вам большое за пятёрку! Рада, что статья Вам понравилась.
0 Ответить
Наталья, и Вам спасибо,что написали хорошую статью , моя подруга коллекционирует "Дымку",много чего интересного можно посмотреть на полках в ее горке,что я с удовольствием и делаю.Я коллекционирую фигурки кошек,а друзья их привозят мне изо всех уголков мира
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Очень нравится "Дымка"жизнерадостная ,нарядная, яркая
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Наталья Дюжинская, рада, что статья понравилась. Спасибо Вам большое за пятёрку.
1 Ответить
Да!.. "Дымка" ни на что не похожа. Характерная лепка, осанистые бабы и только глина. Своя глина... Японцы очень любят дымку. Только заказывают маленькие фигурки - сопоставимые с нэцкэ. И с сусальным золотом на бликах.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Вячеслав Старостин, очень интересная информация про Японию. Спасибо Вам большое за комментарий и оценку.
1 Ответить