Славянская мифология зародилась в давние времена — в 1−2 тысячелетиях до нашей эры. В своём развитии она прошла три этапа: поклонение духам, обожествление природы, выделение богов-идолов. На формирование мировоззрения славян наложили свой отпечаток верования друидов и степных племён.
Изучение развития религии славян затруднительно из-за отсутствия ранних письменных источников. Уникальность славянского мировоззрения в том, что люди верили в существование духов, которые живут повсюду и вмешиваются в их жизнь. Эти духи были как добрыми, умными, сильными, так и злыми, коварными, хитрыми.
Боги, как считали славяне, управляли природными явлениями — грозами, огнём, ветрами. Их боялись, старались задобрить жертвоприношениями и молитвами. Позднее славяне стали поклоняться идолам — каменным и деревянным изображениям богов. Также славяне поклонялись священным камням-валунам.
Особое отношение у древних славян было к деревьям, их наделяли сверхъестественными силами. У многих славянских племён главным деревом считался дуб, его величали Перуновым деревом. Он часто упоминался в заговорах: «На море на океане, на острове Буяне стоит дуб могуч…» Считалось, что деревья, в которые ударяла молния, приобретали целительные силы.
У некоторых племён главным деревом была берёза: «На море на океане, на острове Буяне стоит берёза белая, вниз ветвями, вверх корнями…»
Древние народы верили, что в деревьях живут духи, оберегающие их — древесницы. Древесницы — женские духи, представлялись в образе стройных и нежных девушек с прекрасными лицами и зелёными волосами. Они редко являлись людям, но незримо присутствовали в каждом дереве.
Считалось, что древесницы смертны, они умирали вместе с деревьями. Взрослые древесницы могли перемещаться из одного дерева в другое и являлись хранительницами древней мудрости. Шелест листьев — их разговоры. Если обидеть дерево, об этом узнает весь лес.
Чтобы не навредить лесным красавицам, деревья в древности старались не рубить. Если нужно было срубить живое дерево на строительство жилища, спрашивали разрешения у богов. Жрецы указывали, какое дерево можно срубить и в какое время. Человек приносил требы лесу, сажал молодое деревце и только после этого срубал дерево. Люди верили, что в таком случае древесница не погибнет, а переселится в молодое деревце.
Люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, были под особым покровительством древесниц. Все народы верили, что каждому человеку покровительствует определённое дерево. До сих пор сохранился обычай сажать дерево при рождении ребёнка. Если человек подружится с ним, у него появится покровитель.
Раньше люди умели понимать язык деревьев — они чувствовали их, знали, к какому дереву следует обращаться в определённой жизненной ситуации. Берёза покровительствовала юным девушкам, к ней приходили за советом невесты, обманутые девушки. Рябина считалась магическим деревом, защищающим от колдовства и неудач, её использовали от сглаза и порчи маленьких детей.
Деревьями любви и свадеб считались калина и боярышник, знаком мужества — шиповник, ива воплощала долголетие. Осина была самый действенным средством против колдунов, ведьм, упырей. Люди верили, что в елях живут и могут разговаривать с ними духи предков, ель также считалась деревом жизни и долголетия.
Можно верить или не верить в духов деревьев — древесниц, но неоспоримо то, что деревья — наше огромное богатство. И верно то, что прежде чем срубить дерево, следует посадить взамен молодое деревце.
Очень интересно. Жаль, что славянская мифология не дошла до нас такой объемной, как например древнегреческая. Тем ценнее любая информация о наших предках. Во что верили, как жили - все хотелось бы знать. В любой сказке есть доля правды.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, чем больше углубляюсь в мифологию, тем больше вопросов. Много противоречий. Надумала написать про Белбога и Чернобога, а информация очень разная - надо как-то дипломатически подступаться.
Но интересно!!!
С уважением и теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, Ваша правда - интересно необыкновенно.Про Белбога очень мало читала. Буду ждать статью. Успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Понятно, конечно, что статья большей частью основана не на исторческих документах, но вполне, вполне...
Иной раз хочется и помечтать...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Глеб Сердешн, это моя слабость - помечтать. Сказочница я - пишу сказки.
С улыбкой,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, сказки, видимо, на славянско-языческую тематику? У меня тоже есть одна в идее... Если выложите свои в блоге, общаю непременно почитать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Глеб Сердешн, буду рада, заходите, они у меня разные, все на сайте Проза.ру, я там под именем Людмила Белан 2
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, ок, непременно загляну.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Василий Россихин,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила,хорошо написали, прочитала с удовольствием.Очень жаль, что письменных источников славянской мифологии так мало,древние славяни были мудрее нас, жили в гармонии с природой, почитали и берегли ее,и нам есть чему у них поучиться.Нужно знать и помнить, что все воркуг живое-деревья, трава, жучки и паучки,птицы и зверье. Знать, чувствовать, беречь .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, Я с вами солидарна!
Очень рада, что статья понравилась.
С теплом,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Интересно. Подскажите, пожалуйста, Ваш источник информации
2 Ответить
Серанна Гронт, к сожалению, определённого источника назвать не могу - столько всего перечила, прежде чем решилась написать эту статью.
Можно посмотреть в Интернете сайты про славянскую мифологию - там столько интересного, бездонный кладезь.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить