«Женщина, готовящая бутерброд мальчику» написана голландским художником Питером де Хохом (1629−1684) приблизительно между 1661 и 1663 годами, возможно, во время его недолгого пребывания в Дельфте, но наиболее вероятно, когда он жил в Амстердаме. К сожалению, неизвестно, была ли картина написана по заказу или для продажи на открытом рынке. Точно, что ничего неизвестно о ее ранней истории. Впервые она упоминается в апреле 1750 года в каталоге амстердамского аукциона, составитель каталога с восторгом описывает ее как «очень естественную и искусную». Из книги Wayne Franits «Pieter de Hooch, A woman preparing bread and butter for a boy», издание музея Гетти, Лос-Анжелес, США, 2006 год.
Пожалуй, это одно из самых грустных полотен художника. Комната с полом, выложенным терракотовой плиткой. Слева видна дверь (в кладовую?), почти в центре — открытый выход на улицу через прихожую с мозаичным полом, из которой лестница ведет на второй этаж. Комнату и прихожую разделяет застекленная витражом перегородка. На переднем плане сидящая на стуле женщина в темном платье и черном чепчике держит в левой руке хлеб. Перед ней стоит табуретка, на табуретке — тарелочка с маслом (если верить названию картины), которое она отрезает ножом, чтобы положить на хлеб. У нее очень озабоченный, если не сказать — унылый вид.
Рядом с ней — мальчик со склоненной головой, держит шляпу в руках, сложенных для молитвы. На верхней губе пробивается пушок, на его устах — едва заметная улыбка. Он смотрит на маму, но его мысли уже не с ней, они — на другой стороне улицы, на солнечной стороне. Там нет уныния, там другая жизнь. Сейчас он получит свой завтрак — и в школу, к друзьям-товарищам.
Комната — в полумраке, за спинами матери и сына — густая тень, из которой на фоне просвечивающих витражей выступает силуэт мужчины в шляпе.
Видимо, совсем недавно дом был полон достатка и (возможно) радости. О достатке говорят книги на полке и картина над входом. Об этом же говорит мозаичный пол в прихожей и второй этаж.
Женщина одета в темное платье, на голове — черный чепчик, за ее спиной — густая тень и несоразмерно большой силуэт мужской головы. Надо полагать, что такое сочетание неслучайно: кормилец, глава семьи покинул этот мир (может быть, совсем недавно). И его тень, его дух присутствует в этом доме.
Было все — и все рухнуло. Нет хозяина в доме, нет отца для сына. Средств к существованию тоже нет, продано все, что можно было продать, комната почти совсем пустая. Отсюда и тоска, которую художник подчеркнул почти черной тенью за спинами своих персонажей.
Настоящее не радует, но какая-то надежда есть: через улицу — школа, которую вот-вот должен закончить мальчик. Он получит образование и путевку в лучшую жизнь.
А пока мама готовит ему бутерброд…
Олеся, спасибо большое.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Лариса, оказывается, дело было во втором комментарии.
Удалила его и удалилась единица.
Но, чтобы не пропали Ваши слова, адресованные автору, копирую их здесь:
Лариса Завьялова:В том то и дело, что ваши статьи интересно читать как раз не из-за описания техники и приемов, а из-за личностного восприятия, эдакого пропускания через себя. Попадись мне на глаза эта картина, ну глянула бы на нее несколько секунд и пошла бы дальше, а с вашим рассказом, внимательно рассматриваешь, вникаешь, увеличиваешь снимок, чтоб рассмотреть все детали, и еще и негодуешь, ну что же так темно написано, кое-как разглядеть все интересности можно. Еслиб не вы, фигуру мужчины вообще бы не заметила.
1 Ответить
Да, действительно, не сработало. Я даже удалила всю подветку, но это не помогло. Странно
Пишу ещё одну задачу для программиста. Без специалиста тут не разобраться...
0 Ответить
Борис, "Женщина, готовящая бутерброд" - вроде картины Репина "Бурлаки на Волге" - "Аутсорсинг по-русски"-)
Но за тему спасибо-)
0 Ответить