Драгоценный блеск, овеянный легендами
В XIII веке (а возможно, и ранее) это удивительное искусство было привезено в Торжок из Византии. Первыми мастерицами стали монахини. Затем этот вид шитья заинтересовал рукодельниц всех сословий. Даже княгини и боярыни нередко проводили время за пяльцами. В
Известен интересный факт. Александр Сергеевич Пушкин нередко посещал Торжок. Там он познакомился с искусством местных золотошвей, которое вызвало у него восхищение. Он приобрёл несколько нарядных поясов и отправил вместе со стихами княгине Вере Вяземской. Поэт надеялся, что получательница столь щедрых подарков «всю прелесть московскую за пояс заткнёт».
Золотное шитьё пользовалось большим спросом не только в России, но и в Европе, а также в других уголках мира. Работа мастериц продолжалась и после революции. В 1928 году была организована Торжокская золотошвейная артель имени 8 Марта. Традиции бережно сохранялись. Кроме того, именно там часто вышивались знаки отличия для Красной армии. Сейчас действует фабрика «Торжокские золотошвеи». Мастериц готовит профессиональное художественное училище золотного шитья.
Стежок за стежком…
Вначале на бумаге разрабатывается эскиз композиции. После этого он переносится на кальку. В ней проделываются отверстия по контуру рисунка, затем она закрепляется на ткани. Поверх кальки наносится особый состав из керосина и зубного порошка. Смесь проникает сквозь отверстия и оставляет на ткани белый рисунок. По нему в дальнейшем выполняется вышивка. Если изображение переносится на светлую ткань, то вместо зубного порошка используется синька.
Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия. Большая часть работы выполняется вручную. Лишь иногда используются швейные машины. Блестящие нити сделаны, конечно, не из чистого золота и серебра. Драгоценные металлы присутствуют в них, но в очень небольшом количестве. Основа делается из шёлка, хлопка или синтетического материала. На неё наматывается тонкая металлическая нить с золотым или серебряным напылением. Оттенки могут различаться.
Существует множество швов — сейчас мастерицы применяют порядка ста. Кроме золотой, используется также рабочая нить (чаще всего шёлковая). Именно она прошивает ткань насквозь и образует петли. Они закрепляют на лицевой стороне металлизированную нить, которая сквозь ткань не протягивается. Такое шитьё называется «в прикреп». Нередко стежки укладываются параллельными рядами близко друг к другу и смотрятся как единое целое.
Вышитая легенда
Золотное шитьё украшает собой изделия из кожи, бархата, шёлка, шерсти, сукна. Вышивка может дополнительно декорироваться стразами, камнями, жемчугом, блёстками. Среди популярных мотивов торжокских мастериц — цветочные композиции и растительные орнаменты. Нередко вышиваются панно, изображающие архитектурные шедевры. Такие работы становятся замечательными украшениями интерьера.
Посетителей приглашает Музей золотного шитья. Он был открыт в Торжке в 1964 году. Экспозиция знакомит с историей и современным состоянием легендарного промысла. Можно полюбоваться удивительными по красоте и мастерству исполнения работами. Уникальные образцы золотошвейных изделий представлены в Русском музее Санкт-Петербурга и в Музее народного искусства в Москве.
Во время раскопок на территории бывшего Торжокского кремля были обнаружены вышитые золотом кожаные лоскуты. Исследователи предполагают, что они играли роль денежных знаков. Искусство замечательных мастериц действительно драгоценно. Недаром золотное шитьё нередко называют золотым. И дело здесь не только в сказочной красоте. Ведь создаётся сверкающее чудо действительно золотыми руками.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...