Александр Филатов Мастер

Живописец Наталия Зайцева: виден ли талант сразу?

Она появилась в школьной студии почти незаметно — тихая, скромная, бледная, стройная. И с первых дней занятий показала всем, что пришла не зря.

Весна во дворе. 2011 Н. Зайцева, личный архив

Во-первых, Наташа Зайцева с полуслова понимала специфику художественно-педагогической речи и труда. И во-вторых, была очень работоспособной: она и плановые задания выполняла, и сверх плана много чего делала. Вместо двух-трёх ежедневных обязательных набросков Наташа иногда приносила целые альбомы, заполненные свежими «почеркушками», зарисовками, этюдами, графическими наблюдениями юного художника. И при этом объясняла:

 — Вот это я нарисовала за минуту (набросок птицы), а это мне приснилось (портрет романтической женщины в элегантной шляпке, к примеру).

И тут же спрашивала учителя:

 — А к чему такое снится?

Образы к ней приходили очень часто, были и навязчивые видения, которые Наташа фиксировала в своих альбомчиках. И педагог уже с первых дней общения прекрасно видел, что перед ним не просто маленькая девочка, но уже — юная художница, которой пока что не хватает лишь творческой страсти, знаний и мастерства, приобретаемых с возрастом.

С завершением задания Наташа никогда не спешила. По всему было видно, что именно она давно закончила главное, но сидит тихо и дорабатывает мелкие детали… Когда подходила её очередь позировать для студийцев, она делала это так, как надо — красиво, без напряжения, с видимым удовольствием.

Занимались мы в студии по классической схеме: рисунок, живопись, композиция, история искусств, наброски, пленэр. Старались создать обстановку благожелательности, взаимопомощи. Совместный труд и переживания сближают. Воспитанники готовили свои работы на просмотр, на выставку и начинали дружить между собой. И в нашей студии Наташа была своей среди своих. Вот как она выражает сейчас кредо молодого художника:

«В нашем мире столько красивого, интересного, загадочного — только и успевай выхватывать. Художник похож на охотника, который каждый день охотится за красотой. Самое интересное для меня — это человек, его внутренний мир, неповторимость. Иногда встречаются удивительные люди, как звёздочки, к миру которых хочется прикоснуться, обогатиться. Большая радость попытаться изобразить таких людей. Красивое, интересное, доброе было всегда, и всегда будет, как бы ни менялся окружающий нас мир. Нужно стараться это видеть».

У руководителя студии была такая странная привычка — он и сам воспламенялся энергией воспитанников, вместе с ребятами делал мгновенные наброски карандашом и попутно писал шутливые экспромты про них и для них. Такие наброски с Наташи Зайцевой, к счастью, сохранились…

Незабываемый, благодатный период студийного роста!.. А в это время в семье Наташи происходили сложные события, порождающие почти непреодолимые житейские сложности. Семья в одночасье стала неполной. На маму, Наталию Викторовну, навалились дополнительные заботы и хлопоты с детьми, но она — сильный, целеустремлённый человек. Именно она устроилась на работу ближе к дочери — искусствовед по образованию, она очень интересно преподавала курс мировой художественной культуры в обычной школе. Именно она чаще других родителей наведывалась в студию и даже подружилась с её руководителем. Именно она быстро разобралась в увлечениях и характере своей дочери и верила в её счастливую судьбу.

Когда подошло время поступать Наташе в художественное учебное заведение, состоялся совет. После занятия в тесном кругу обсудили предстоящие задачи. По словам учителя, выходило, что Наташе надо поступать в Оренбурге. А в Самаре будущей абитуриентке будет трудно, потому что в этой областной столице имеется большое количество художественных школ, студий, кружков. И Самара никогда не испытывала голода по молодым художественным кадрам и талантам, по абитуриентам. Наташа была выдающейся и наиболее подготовленной воспитанницей студии, но выдержит ли она давление большого города?

Однако после нашей беседы Зайцевы пошли собственным сложным путём: решили поступать в Самарское художественное училище имени Петрова-Водкина… Не поступили! Но и не отчаялись. В приёмной комиссии им заявили:

 — Примем Наташу в училище, но только через наши курсы…

Так и пошло. Зайцевы устроились на жительство в городе, Наташа стала заниматься на курсах, её мама пошла работать в это же училище. И через год образовательно-испытательного срока Наташу приняли на основное дневное обучение без каких-либо проблем…

Училище она закончила в 2004 году. Преподаватели Галина Михайловна Мисюк и Виктор Федорович Гордеев сумели сформировать из студентов настоящих художников. Поэтому после училища Наташа поступила на учебу в Москве — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где известный художник Илья Сергеевич Глазунов дал студентке творческий импульс и возможность учиться. Учебные занятия, общение, творческие поездки, встречи с известными мастерами искусства рождали жажду познания и тягу к изображению нашего мира.

«Её живопись своеобразна и в тоже время существует в контексте русской национальной традиционной культуры, для которой всегда путеводными звёздами являлись образ и красота…», — так сказал о творчестве живописца Наталии Зайцевой педагог, преподаватель академии, член-коррепондент Российской академии художеств Михаил Юрьевич Шаньков.

Преподаватели академии — М. Ю. Шаньков, А. Н. Устинович, В. А. Штейн, О. Ф. Штыхно, Д. А. Слепушкин — многое дали Наталии в плане совершенствования профессиональных умений и навыков, и самое главное, в обретении собственного творческого пути. И вот некоторые основные вехи этого пути современного художника: родилась Наталья Валерьевна Зайцева в 1983 году в Ташкенте. Из Ташкента переехали в с. Тоцкое-2 Тоцкого района Оренбургской области. До 1998 года обучалась в художественной студии «Живопись» Зареченской средней школы № 2 (руководитель — автор этой статьи).

1999−2004 — учеба в Самарском художественном училище.

2004−2010 — учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.

2007 — участие в выставке «20 лет Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Москва, центральный выставочный зал «Манеж».

2008 — участие в выставках:

 — «Молодёжная XXVIII». Москва. МОСХ.

 — «Учитель и ученик». Москва, галерея «Марс».

2009 — персональная выставка в Самаре, галерея «Вавилон»,

Участвовала в выставках:

 — «Культурное наследие России», Москва-Лондон.

 — «Притяжение реализма», Москва, «Галерея Измайлово».

2010 — участвовала в выставках:

 — «Молодёжная XXX», Москва, МОСХ.

 — «VI межнациональный конкурс молодых художников», Москва, ВВЦ.

 — Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России», Москва, ЦДХ.

 — «Союз русских художников», Москва, ЦДХ.

2011 — участвовала в выставках:

 — «Художники России», Москва, центральный выставочный зал «Манеж».

 — «Союз русских художников», Москва, ЦДХ.

Недавно вышла замуж, имеет двух прекрасных сыновей-близнецов, живёт и работает в Москве.

Работы Наталии Зайцевой хранятся в музее Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в частных собраниях в России, Англии, Германии, Италии и др., выставлялись в аукционных домах Dorotheum, Drouot, Гелос.

Все остальные сведения о Наталии Зайцевой надо искать в её работах, как говорят, между строк. В случае с художником — рассматривать и изучать картины, графику, любуясь совершенством мастера, его любимыми темами, образами, красками и своеобразным почерком.

Виден ли сразу талант? Виден, если есть носитель этого таланта и он любит труд, искусство и людей, если его окружение настроено благожелательно и помогает ему. Как справедливо утверждал известный поэт: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Обновлено 20.09.2014
Статья размещена на сайте 27.08.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: