Байки, говорите? Создатели фильма ужасов «Мозг» в этом не уверены.
В одном американском захолустье, где каждый знает каждого в лицо и по фамилии, стали происходить странные и необъяснимые самоубийства. Покамест местные власти не бьют в набат, ибо число добровольно ушедших на тот свет не портит статистику, но сам факт массового психоза настораживает. В городке объявлен комендантский час, поэтому вечером население сидит по домам и смотрит любимую передачу «Независимое мышление», в которой бессменный ведущий доктор Блейк рассказывает о том, как бороться с плохим настроением, фобиями и сексуальными девиациями.
У старшеклассника Джима Мажелевски подобных проблем не наблюдается — он позитивен, жизнерадостен и традиционен в ориентации. Однако своими хулиганскими выходками вконец достал преподавателей, в результате чего был направлен на прием в НИИ Психологии доктора Блейка. На сеансе юноше попытались внушить, что яблоко ничем не отличается от бейсбольного мяча, чем сильно расстроили Джима, с детства не любившего бейсбол и лапту. Парнишка покинул психушку в растрепанных чувствах, но вскоре сильно пожалел о своем решении, ведь теперь ему грезится всякое — наяву и средь бела дня. В кошмарах школьника преследует огромный и склизкий Мозг с кривыми желтыми зубами, пытающийся Джима сцапать и слопать. Судя по всему, в клинике происходит что-то неприятное, раз уж попадая в нее, здоровые люди незамедлительно превращаются в «пациентов». Оправившись от галлюцинаций, бесстрашный старшеклассник возвращается в больничку, чтобы лично убедиться в наличии заговора…
Фильмы наподобие «Мозга» — одна из причин, почему жанр фильмов ужасов принято называть «низкопробным». И если сама по себе идея массового зомбирования одноэтажной Америки была, в целом, неплоха, то с реализацией создатели сего опуса не справились категорически. Сотрудничество криворукого оператора, режиссера-дилетанта, убогого композитора, невменяемого сценариста и бесталанных актеров привело к тому, что «Мозг» начисто лишен мозгов и представляет собой тупоголовый, примитивный, скучный и ужасающе дешевый во всех смыслах жутик, который не спасает даже нынешняя мода на ретро-хорроры восьмидесятых. История умалчивает, почему эти бездари умудрились собраться в одно и то же время в одном и том же месте, но это явно пошло на руку индустрии в целом, так как для большинства участников сие творение стало последним в кинокарьере. Нет, они не пали жертвой кровожадного монстра, но по счастливой случайности наглядно удостоверились в собственной профнепригодности и благополучно покинули кинематограф, не успев изрядно наследить.
Сюжет фильма — это беспощадный поток нелепостей и штампов. Судите сами, тихий американский городок, на окраине коего находится огромный научно-исследовательский центр, чей глава не только занимается частной практикой, но и ежедневно вещает с голубых экранов. Местные жители — легко внушаемое стадо баранов, в числе которых все равно найдется один активист-оппозиционер с польской фамилией, стремящийся вывести шайку-лейку на чистую воду. Разумеется, что главными положительными героями становятся представители нового поколения — смазливый хулиган и его подружка, чьими стараниями вымощена дорога к обязательному хэппи-энду с традиционной толикой черного юмора. Диалоги из серии «пойдем туда — бежим отсюда» перемежаются, мягко говоря, устаревшими лет на тридцать спецэффектами и абсолютно не мотивирующими к просмотру сценами действия, большая часть коих заключается в том, что персонажи уныло перемещаются в пространстве, будь то ночная тропинка в лесу, бескрайние школьные коридоры или лестничные пролеты.
Кто бы еще объяснил режиссеру, что финал фильма не должен состоять из десятиминутной беготни по ступенькам и десятисекундной расправы над злодеем. Все должно быть с точностью до наоборот, но разве свои мозги в чужую голову вставишь? Впрочем, именно этим и занимается чудище с улыбкой а-ля мечта стоматолога: оно якобы гипнотизирует весь городок, только ради чего? Тут-то замысел создателей и посыпался, ибо нет никакой объективной причины для телепатической власти над кучкой провинциалов. Если только подобно дьяволу из кинговских «Нужных вещей» не стравливаешь меж собой родственников и соседей, дабы собрать урожай душ. Впрочем, для столь изысканных изгибов повествования сценарий «Мозга» умом не вышел.
Как это ни странно, но фильм до сих пор не удостоился ни продолжений, ни ремейков, что лишний раз доказывает его полнейшую бесполезность как для жанра в частности, так и для киноискусства в целом. Единственной отдушиной для поклонников может стать участие в этом незамысловатом опусе актера Дэвида Гэйла, прославившегося благодаря весьма изобретательной и кровавой трилогии про «Реаниматора». По крайней мере, его кривая улыбка и взгляд обезумевшего ученого пугают куда сильнее, нежели неуклюже ползающий по экрану сгусток грима, лишь по недоразумению ставший главным проклятием падких до бесплатных сеансов психоанализа американских граждан.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...