Я о той самой банкноте, фиолетового цвета, номиналом в 500 тысяч рублей, что вышла в обращение 17 марта 1997 г. Кстати, эта банкнота интересна ещё и тем, что большего номинала, чем этот, в новейшей истории России не было. Просто потому, что по прошествии чуть менее десяти месяцев, а именно с 1 января следующего, 1998 г., в стране была проведена деноминация, в результате которой все российские банкноты в один день потеряли сразу три нуля и их номинал уменьшился в тысячу раз. Соответственно, и билет Банка России плавно трансформировался из пятитысячного в пятисотрублевый. Все остальные характерные признаки — цвет, рисунок аверса и реверса, водяные знаки, он сохранил в неизменности.
Но нас интересует не номинал этой банкноты. И даже не её цвет. А рисунок аверса, на котором, помимо прочего, изображен памятник Петру I работы известного российского скульптора Марка Матвеевича Антокольского. Под ним, чтобы никто не сомневался, о достопримечательности какого города идет речь, надпись: «Архангельск». Хотя это не совсем так. И по этому поводу главный художник Госзнака Игорь Крылов вынужден был даже отвечать на гневное обращение в адрес Центрального Банка России бывшего тогда мэром Таганрога Сергея Шило, который требовал от уважаемого учреждения сатисфакции. И не только моральной, но и более чем желательно — денежной.
Дело в том, что в Архангельске находится копия памятника, которая:
— во-первых, установлена на 11 лет позже того, как в Таганроге 14 мая 1903 года состоялось торжественное открытие памятника Петру I;
— во-вторых, её размеры (2,5 м) почти в полтора раза меньше таганрогского оригинала (3,44 м);
— в-третьих, архангельская скульптура отлита уже после смерти М. Антокольского, в то время как таганрогская, на сегодняшний день, остается единственным «авторским» монументом, отлитым под непосредственным наблюдением и руководством известного скульптора.
Учитывая все эти обстоятельства, таганрогский мэр и возмутился: почему под нашим оригинальным, авторским памятником указан какой-то другой российский город?!
Но его гневное письмо, насколько мне известно, каких-то существенных финансовых дивидендов Таганрогу не принесло. А вот сам автор монумента Марк Матвеевич Антокольский, примерно в такой же ситуации, пошел по иному пути. И не прогадал.
Работу над скульптурой императора, которая в первоначальном варианте в точности соответствовала нынешним размерам архангельского памятника — 2,5 м, он закончил в 1872 году. Выполненная в гипсе, она была представлена широкой общественности на первой Политехнической выставке, что была организована по торжественному случаю — к 200-летию со дня рождения Петра I.
Именно на эту скульптуру Антокольского самое пристальное внимание обратил член городской управы, а позже (1905−1909 гг.) городской глава Таганрога — Павел Федорович Иорданов, после чего со скульптором начались переговоры по поводу того, чтобы этот памятник установить в одном из самых крупных морских торговых центров Юга России. Тем более что российская составляющая истории города начиналась с Азовских походов (1695, 1696 гг.), которые неразрывно связаны с именем Петра I. Посредником в переговорах между скульптором и городскими властями, которые прошли в Париже, где в то время жил Антокольский, выступил один из самых знаменитых уроженцев Таганрога — Антон Павлович Чехов, пожертвовавший на изготовление и возведение памятника немалые денежные суммы.
Но скульптура Петра I работы Марка Антокольского привлекла внимание не только таганрогской городской управы. Определенный интерес к ней проявили и… руководители Государственного банка Российской империи. В результате в 1898 году на российских государственных ценных бумагах, а конкретно на кредитном билете с уже известным нам номиналом в 500 рублей, впервые появилось изображение Петра I. И оно было выполнено… Правильно! Со скульптуры Антокольского.
Соответственно, у скульптора появился повод обратиться к тогдашнему министру финансов Российской империи, графу Витте, по поводу ущемления его авторских прав. При этом он не возмущался, не топал ногами. Напротив, Антокольский написал Сергею Юльевичу, что польщен той честью, которая редко выпадает при жизни какого-либо художника. Но вот незадача! У уважающих себя издателей принято передавать в дар автору некоторое количество изданных экземпляров. Соответственно, не может ли он ожидать такой же любезности и со стороны его высокопревосходительства? Тем более что этому будет рад не только он сам, но и все его многочисленные кредиторы…
И чтобы вы думали?! Его высокопревосходительство граф Витте отдал соответствующее распоряжение Экспедиции заготовления государственных бумаг. Выделите, мол, Марку Матвеевичу четыре кредитных билета. Каждый номиналом в 500 рублей. Тех самых, на которых помещено изображение Петра I, выполненное со скульптуры господина Антокольского. А распоряжениями самого министра в те времена не было принято манкировать. Вот так известный скульптор получил от Министерства финансов России две тысячи «авторских» рублей.
Так что вывод из всей этой истории напрашивается сам собою: как оно аукнется, так и откликнется. Точно так же! И если ты к людям со всем своим вниманием и уважением, то и тебе почет будет немалый.
Ну, а в заключение, если вдруг кто-то не видел этого знаменитого памятника… Или видел, но только на 500-рублевой банкноте уже современной нам России, то вот — посмотрите. Был как-то я в Таганроге. А там, мимо памятника Петру I, считающегося одним из самых известных во всей Ростовской области, никак не пройти.
Да! И ещё. До последнего времени я считал, что памятники Петру Великому в Петрозаводске и Воронеже — однотипны с таганрогским. Оказалось, нет, не так. Но это — уже совсем другая история.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...