«Адриан Браувер, который специализировался на изображении кабаков и жизни низких слоев общества, работал в Харлеме и в Амстердаме, последние семь или восемь лет своей короткой жизни провел в Антверпене. Согласно традиции, картина представляет художника и его друзей за выпивкой и курением. Сравнение с портретами художников, выполненных, например, ван Дейком, позволяет предположить, что на первом плане фигура, пускающая кольца дыма, — может быть сам Браувер, мужчина справа от него — художник Ян Коссье (Jan Cossiers), человек справа, набивающий трубку, живописец Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem). Вероятно, картина была выполнена в Антверпене в 1636 году. Возможно, она была среди семнадцати картин Браувера, перечисленных в посмертной описи коллекции Рубенса». (Сопроводительный текст Метрополитен музея, Нью-Йорк, США.)
Компания из пяти человек пришла в заведение, где можно покурить и выпить. Место явно не высокого пошиба: стены неопределенного цвета, земляной пол, тазик непонятного назначения, тут же метла. На полу валяются обломки трубок. В левом верхнем углу — небольшая полка: тарелка со свисающей с нее тряпкой, стеклянный сосуд типа графин с красной жидкостью (что это — неизвестно, скорее всего — не вино), небольшой череп как слабое напоминание о бренности существования. Чуть пониже — небольшая арочная ниша со стойкой для трубок.
Справа — проем голландской двери: верхняя половина открыта, виден местный пейзаж (дорога между холмами) и удаляющийся мужчина со жбаном в правой руке (видимо, полным). Что в жбане — неизвестно, может быть, пиво, которое он только что вынес из комнаты.
Аккуратная одежда (пока), белые рубашки, манжеты, большие отложные воротники. Затейливо отделанные брюки, куртка: и подшиты не просто так, и пуговички вдоль швов. Одним словом — не самые низы. Да и руки говорят о том, что у них не крестьянский труд.
На столе — жаровня с углями для трубок, в руке одного из персонажей — наполненная красным вином рюмка.
Они веселы, уже выпили, но еще не пьяны (правда, шляпа уже под ногами, на полу). Они в процессе. Может быть, через какое-то (короткое) время они напьются, но пока они наслаждаются куревом и им же развлекаются. Один пускает колечки, другой (за его спиной) выдувает дым из ноздри. У этого человека — интересная шляпа: в ее отверстие вставлена трубочка, очень похожая на флейту.
Трое смотрят на художника, а двое устремили свой взгляд вверх, к потолку. Что-то привлекло их внимание. Что-то серьезное, они очень сосредоточены. Что именно? Никаких намеков. Смотрят — и все тут.
Веселье еще не дошло до точки. Еще немного — заиграет флейта, начнутся песни и пляски…
Знатоки пишут, что на этой картине сам Адриан, причем он — слева, пускает дым колечками. С этим можно поспорить вот по каким соображениям. Я не встречал автопортрета, на котором художник не смотрит прямо на зрителя. Здесь такой персонаж — правее, с белыми манжетами и белым воротником.
Художники развлекаются. А когда разойдутся — пойдут создавать шедевры…
Напишите о Клоде Моне. Репродукцию его картины "Берег Сены" я подобрал на обочине. Она мне очень нравится "по всем номинациям".
Я бы поставил её рядом с картиной Васильева "Мокрый луг", как пример прогресса в живописи.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я попробую.
0 Ответить
Борис Рохленко, мы долго не могли установить авторство и путали с Эдуардом МАне - там подпись затерялась в траве.
0 Ответить