Тем не менее картина канадского режиссера Пола Линча, хоть и вышла в прокат двумя месяцами позже «пятничного» слэшера, не заимствует у него идей и визуальных образов, а является самостоятельным произведением, пускай и весьма среднего качества.
…Маленькие детки играли в жмурки в заброшенном здании и по злобе пубертатной довели свою ровесницу до смертельного падения из окна второго этажа. Испугавшись содеянного, школьники дали клятву молчать аки рыбы в воде и ни в коем случае не признавать свою вину. Пущай взрослые сами ищут улики и восстанавливают цепь событий. Полиция оправдала возложенные надежды: «глухарь» был оперативно списан на местного сумасшедшего, коего без лишней волокиты определили в комнату с мягкими стенами.
Спустя несколько лет старшеклассники, совершившие злодейство, готовятся выйти в свет на свой школьный выпускной бал. Они еще не знают, что умалишенный, на которого повесили их непредумышленное, но все-таки убийство, недавно сбежал из психушки. Слишком занятые своими любовными переживаниями и подростковыми проблемами, они не придают должного значения странным телефонным звонкам накануне бала. И, видимо, не ведают, что некий таинственный незнакомец готовится вернуть им старый должок и отомстить за смерть девочки…
В начале 80-х жанр «слэшер» только-только обретал форму, а посему авторитетов в те годы еще не было, каждый снимал по своему авторскому наитию, не забывая подглядывать за коллегами. Пол Линч, для которого «Школьный бал» стал официальным дебютом в большом кино, оригинальными находками не порадовал. По сути, собрав воедино сюжетные элементы других, более ранних, хорроров, таких как «Хэллоуин», «Кэрри» и прочих, он построил фильм на стандартном каркасе: страшная тайна в прошлом — кровавая месть в настоящем. Из «Хэллоуина» в «Школьный бал» забрела история про злых детей и маньяка, сбегающего из клиники. Из «Кэрри» Линч позаимствовал тему выпускного бала и внутренних подростковых конфликтов, ведущих к неизбежной трагедии. Проблема в том, что по сценарию школьная драма занимает чуть ли не три четверти повествования, а собственно триллер начинается уже под самое закрытие и весьма банален в части использованных художественных средств.
Если быть честным, то единственная причина, по которой малобюджетный канадский ужастик умудрился заработать в североамериканском прокате приличные деньги, так это участие в фильме двух известных американских исполнителей.
Первым делом отметим Лесли Нильсена, знаменитого лейтенанта Фрэнка Дребина из трилогии «Голый пистолет». Да, тогда Нильсен еще не ассоциировался у публики с бесконечными пародиями, а был вполне серьезным и уважаемым характерным актером, однако в том же 1980-м он ради хохмы снялся в забавной комедии «Аэроплан!», с которой, собственно, и началась его карьера комедианта. В «Школьном балу» Нильсен пока еще строг и представителен, благо, ему досталась роль отца невинно убиенной девочки и директора школы, где происходит вся эта вакханалия.
Вторым, и даже более существенным, козырем стало участие в картине молодой и перспективной Джейми Ли Кёртис, которая могла уже тогда похвастаться не только кровным родством с самим Тони Кёртисом (папа, если что), но и главными ролями в таких нашумевших ужастиках, как «Хэллоуин», «Поезд страха» и «Туман». Разумеется, на уровень карпентеровских фильмов Джейми «Школьный бал» вытащить не смогла, но выступила ярко и привычно профессионально, не позволив ни себе, ни своим партнерам скатиться в дешевую самодельщину. Подвел сценарий, диалоги, нескладная прорисовка характеров, но во всем остальном актриса на высоте, ибо «И ляпай! Но ляпай уверенно. Это у них называется точкой зрения» ©.
В чем лента Линча бесспорно проигрывает и «Хэллоуину», и «Пятнице, 13-е», и даже какому-нибудь «Спящему лагерю», так это в динамике и в атмосферности. Фильм ужасов про маньяка-убийцу получился абсолютно нестрашным, а местами откровенно скучным, ибо сам «вершитель судеб» появляется в кадре уже под самый занавес, творит свои бесчинства в темноте, душащей любые творческие порывы оператора, и какими-либо сверхчеловеческими особенностями по типу Майерса-Вурхиса не обладает. Кто-то скажет, что в этом и есть сама суть и необычность авторского замысла, однако очевидно другое: у Линча просто не получилось нагнать жути, а посему он в какой-то момент съемочного процесса решил сделать умное лицо и свернуть в драму.
Увы, при полном отсутствии интриги, а таковой нельзя считать якобы «таинственную» личность потрошителя или высосанный из пальца конфликт двух великовозрастных (актрисам на момент съемок пора было уже институт заканчивать) старшеклассниц из-за смазливого парня, для полутора часов в картине Линча очень мало сути, но слишком много статичных планов, неоправданных пауз и второстепенных по отношению к общей генеральной линии диалогов и сцен.
Другими словами, напугать — не напугали, скорее утомили. Хотя зажигательный танец Джейми Ли в стиле «лихорадки субботнего вечера», будь он растянут от размеров эпизода до целого фильма, мог бы легко обогнать по популярности всю франшизу «Школьный бал», в коей на сегодняшний момент насчитывается еще три сиквела, а также ремейк 2008 года.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...