Во-первых, надо проехать на тот вокзал, откуда вы поедете вечером, там найти камеру хранения и сбросить туда все тяжелое. Наконец, уже налегке, вы выходите из дверей Московского вокзала. Почему именно Московского? Конечно, дело вкуса, но там очень хорошая камера хранения и оттуда отправляется больше всего поездов. Конечно, выехать можно еще с Ладожского или Витебского вокзалов. Или, паче того — вылететь из Пулково. Но и до вокзалов, и до Пулково лучше добираться вечером от Московского вокзала…
Даже если вы оставили вещи на Ладожском или Витебском вокзале, потом для начала экскурсии по городу стоит проехать на метро к Площади Восстания (до революции ее звали Знаменской). Прямо перед вашими глазами на площади стоит монумент городу-герою Ленинграду, а в просторечии — «стамеска». Раньше, когда площадь еще была Знаменской, в ее центре стоял памятник царю Александру III. Поставили его в 1909 году. Практически сразу же российская интеллигенция его наградила стишком:
Стоит комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — идиот,
На идиоте — шапка.
Уже после революции на памятнике отметился известный (тогда) поэт Демьян Бедный, написавший для скульптуры что-то вроде «торчу я пугалом чугунным…». Он, наверное, думал, что унизил давно умершего царя, а не себя — своим собственным хамством. В 1937 году памятник убрали с площади: вначале во двор Русского музея, потом во двор Мраморного Дворца. Памятник как памятник. Могучая лошадь, на ней крепкий мужик сидит. На интеллигента он и впрямь не похож. Наверное, он похож на Александра III.
Продолжим прогулку. Справа от вас — тот самый Невский, который «Староневский». Официально он все еще Невский, нумерация домов на нем сквозная, как на настоящем Невском, заканчивается он у Александро-Невской лавры, ничего особенно интересного на нем нет. Дома, магазины… Некрополь в Лавре очень интересный, но за один день…
Перед вами — гостиница Октябрьская, слева от вас прямо идет Лиговский проспект, а налево идет тот самый Невский, столь красиво описанный Гоголем. Поворачиваем налево, пересекаем Лиговский и идем по Невскому. Пройдитесь до Адмиралтейства (до самого начала Невского), внимательно глядя по сторонам и щелкая фотоаппаратом. Или проедьте по Невскому на троллейбусе. Даже в рабочий день здесь толпами гуляют туристы.
Проходя по мосту через Фонтанку, полюбуйтесь на скульптуры коней работы Клодта. Мост называют Аничков, причем среди жителей города принято делать в этом слове ударение на втором слоге, поскольку самый первый мост на это месте через Фонтанку строили саперы подполковника Аничкова и никакая Анечка не имеет отношения к этому мосту. В блокаду скульптуры были сняты и закопаны в парке неподалеку. А оставшимся на месте гранитным постаментам здорово досталось в войну, осколок немецкого снаряда оставил в одном из них здоровенную выбоину.
Следующая остановка на Невском — Екатерининский садик (с памятником Екатерине) и Елисеевский магазин. На памятник Екатерине стоит обратить внимание. Вверху — сама Екатерина, внизу стоят и сидят самые-самые знаменитые деятели ее времен. И Суворов, и Румянцев, и Орлов, и… многие другие. Утверждают, будто в начале 30-х памятник собирались снести и возвести памятник Ленину. При этом предполагалось на постаменте с огромным Лениным внизу разместить соратников Ленина, его «ленинский ЦК». Счастье, что дело не довели до конца — как бы этих сподвижников потом спиливали одного за другим с постамента и кто бы там остался?
Возле Елисеевского направо отходит Малая Садовая улица. Она пешеходная, туристический аттракцион. Там стоят несколько памятников. Специально для туристов. Памятник фотографу с бульдогом, памятники коту и кошке и «шарофонтан». В смысле — там большой гранитный полированный шар, на который льются фонтанные струйки.
В кошку туристы пытаются попасть мелочью. Стоят и швыряются. Мелочь катится по маленькой площадочке, на которой сидит кошка (на уровне второго этажа), и сваливается вниз. Так сказать, кругооборот монет на Малой Садовой.
У шарофонтана стоят туристы и руками вертят большой гранитный шар, на него льются тонкие струйки фонтанчиков, он мокрый и хорошо отшлифованный, на водной пленке легко вращается. У бронзового фотографа тоже всегда толпятся туристы. Всем интересно щелкнуться на фоне странного старого фотоаппарата.
Далее пересекаем Садовую улицу и на нашем пути расположен торговый квартал. С обоих сторон Невского. Справа — Пассаж и пр. Слева — Гостиный Двор. Магазины есть магазины, рекламу их распродаж давать не будем.
Далее мост через канал Грибоедова и новые красоты Питера. Тут вам и Казанский собор, и «Дом Книги» (бывший дом компании «Зингер»), чуть впереди на Малой Конюшенной улице находится еще одна пешеходная зона.
Еще чуть-чуть — мост через Мойку, а там уже рукой подать до Дворцовой площади и Эрмитажа.
Запасной командный пункт Ленинградского фронта.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо Вам и автору!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Вячеслав, спасибо за Ваши добрые слова.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В 1860-х годах для Лесного института скульптором Давидом Ивановичем Иенсеном была изготовлена декоративная ваза из неполированного гранита. Она была установлена в парке, перед главным корпусом.
В 1970-х её заменили на бетонную копию. Оригинал же отреставрировали и поместили в главном здании академии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я слышал - там была богадельня. Сейчас посмотрел - и впрямь, была там богадельня. Орлово-Новосильцевская богадельня. Может и церковь там была.
0 Ответить
Церковь Святого Равноапостольного князя Владимира при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении (Новосильцевская церковь) — утраченная ныне церковь, которая находилась в треугольнике, очерченном теперешними Новосильцевским переулком, проспектом Энгельса и Новороссийской улицой в Санкт-Петербурге. Была построена 15 мая 1838 года по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя. Храм являлся памятником позднего классицизма. Ампирная церковь-ротонда служила украшением всему кварталу.
Получается, поликлиника была в здании бывшей богадельни, а церковь до наших дней не сохранилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И по Питеру галопом?.. Это что за манера такая - бежать сломя голову по красивым и памятным местам и везде быстренько посмотреть-отметиться для проформы?.. Что за манера - культурной программой ОХВАТЫВАТЬ всякие массы?
Был в Питере всего лишь один раз, а кажется, что жил там долго. И даже в этой жизни жил.
Я не бегал по Питеру, стараясь как можно больше увидеть. Я наблюдал за жизнью этого города. Будто нащупав городской пульс, слушал его... Любовался крышами города...
Фрагмент не самого удачного рисунка. Не судите строго. Давненько это было.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Если троллейбус 11-го маршрута (см. лобовое стекло правее водителя), то вполне возможно рисунок сделан на том самом Невском проспекте, о котором рассказывает Игорь. Этот маршрут шел с Васильевского острова по всему Невскому проспекту, а потом сворачивал на Суворовский. И если это так, интересно, в каком месте проспекта сделан рисунок?!
Мне кажется, по правой стороне проспекта, на дальнем плане, угадывается стеклянная башенка на крыше бывш. "Дома книги" (напротив Казанского).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Приезжая в другой город и ставя себе задачу - посмотреть этот город, сажусь в общественный транспорт и еду как в экскурсионном автобусе без говорливого экскурсовода... Гляжу в окно. Что-то понравилось - выхожу на остановке. Любуюсь. Фотографирую. Рисую.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Похоже, что Вы, Вячеслав, фаталист. В деле знакомства с новыми для себя местами полагаетесь на судьбу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, я действительно фаталист - в деле знакомства с жизнью живу как получится. Причем живу с первой и единственной попытки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На жаль (или на счастье?!) эта попытка у нас всех - единственная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Зубная поликлиника? Это на углу К. Маркса и Новороссийской? Если не ошибаюсь, она была в здании бывшей церкви Святого Владимира равноапостольного, которую соорудила графиня Екатерина Орлова недалеко от места дуэли, на которой был смертельно ранен её сын Владимир. До самой его смерти, друзья говорили ему, что Константин Чернов жив, хотя тот умер практически сразу после дуэли. Они понимали, что и Владимир умирает, хотели немного облегчить его моральные страдания. Типа, как он уходит в тот мир один, не прихватив туда с собою брата той женщины, которую, вполне возможно, любил...
Буквально в двух шагах от этой поликлиники (если я всё вспомнил верно), на противоположной стороне К. Маркса, был хлебозавод. Я там одно время подрабатывал. Для голодной студенческой жизни работа неплохая, но довольно тяжелая.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Константин.
Я всегда ходил только снаружи - там зубная поликлиника (была во времена СССР). Должно быть она мне испортила восприятие этого леса за забором.
0 Ответить
С тыльной стороны памятника Жертвам революции несколько индивидуальных могил. Посмотрите на фото одной из них. Павлин Ваиноградов. Одну из улиц Архангельска коренные поморы называют Павлиновка. Это проспект Павлина Виноградова. Посмотрите даты жизни, выбитые на могильной плите. 1890-1918 гг. Человеку неполных 28. И в его честь называют проспекты больших городов. Мы можем не соглашаться с теми идеями, которые отстаивал этот человек, но, думаю, он заслужил нашего уважения. Хотя бы за то, что в 27 лет он отдал свою жизнь за то, во что искренне верил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Памятник жертвам революции, чуть ближе (он к юго-востоку от главного корпуса, по пути на станцию Кушелевка, правее этой тропинки если идти к ул. Карбышева).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ещё здесь есть что посмотреть. Только навскидку - ЗКП Ленинградского фронта, место дуэли Константина Чернова и Владимира Новосильцева, водонапорная башня (памятник промышленной архитектуры XIX в.), памятник жертвам революции (см фото).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хотя бы потому, что это - очень красивое место. Как? Правда ведь, красиво?
P.S. И здесь нет той суеты, которая, пусть и в меньшей мере, чем Москве, присуща и Питеру. Особенно, на том же Невском.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я, если попадаю на денек в Питер, стараюсь заглянуть в парк Лесотехнической академии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить