Станция выглядит торжественно, даже, можно сказать, величественно, и должна бы вызывать у москвича гордость за победу в Великой Отечественной войне, но у меня она вызывает и еще одну ассоциацию. Подобно тому, как День Победы — праздник со слезами на глазах, торжественность «Новокузнецкой» — красота через страдание. Почему? Взгляните на свод центрального зала! Что вы знаете об этих трехметровых в диаметре смальтовых мозаиках? Знаете ли вы, как и где они создавались? Нет? Я расскажу.
Проект станции третьей очереди строительства московского метрополитена «Новокузнецкой» разрабатывался еще до войны, равно как и проект ее станции-побратима «Павелецкой», которая должна была быть очень похожа на уже действующую станцию «Маяковская». «Павелецкая» же должна была быть длинной, легкой, а ее свод должны были украшать четырнадцать восьмигранных смальтовых мозаик трехметрового диаметра, вызывающих ассоциации с окнами, в которые можно заглянуть с платформы центрального зала. Предполагалось, как и на «Маяковской», использование металлических конструкций.
Эскизы для мозаик «Павелецкой» выполнил художник А. Дейнека, до этого работавший над мозаиками «Маяковской», и выполнил, естественно, в едином с ней стиле. Тема оформления «Павелецкой» — Донбасс, была выбрана из-за близости станции к Павелецкому вокзалу, откуда в то время отправлялись поезда в Донецк. Набор мозаик поручен был мозаичисту
В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен использовался как убежище. Москвичи спускались на станции на ночь и во время авиационных налетов — спасались от бомбардировок. В метро проходили партийные конференции, работала библиотека, парикмахерская. Военное начальство также разместило свой штаб под землей — на станции «Кировская» (сейчас «Чистые Пруды»). За время войны московский метрополитен перевез более одного миллиарда пассажиров; более двухсот москвичей родилось под землей. Эти факты знает почти каждый москвич. Однако немногие знают, что в годы войны метро продолжало строиться.
Продолжалась и работа в мастерской В.А. Фролова… При свете единственной керосиновой лампы, в помещении с заколоченными окнами, каждую минуту подвергаясь опасности и имея в своем распоряжении в лучшем случае двух помощников, мозаичист стремился доказать — Советский Союз непобедим, и метро в Москве будет! Бетонные восьмигранники для мозаик заливал А. Дейнека.
Тем временем возникла проблема: металлические конструкции «Павелецкой» оказались на оккупированной гитлеровцами территории и никак не могли быть доставлены в Москву. Однако высшее руководство не желало отказываться от строительства. Проект «Павелецкой» был спешно изменен, ее решили строить без центрального зала, двухсводчатой. Четырнадцать мозаик, уже почти законченных
Между тем набор мозаики из смальты — огромная работа. Чтобы получить кусочек нужного оттенка, его надо отколоть тяжелым молотком от большого куска смальты под нужным углом и нужного размера — и все это в условиях бомбежки, мороза и голода… Это настоящий подвиг! Неужели эта работа останется никому не нужной? Но, к счастью, на эти мозаики обратил внимание и решил использовать для своей станции архитектор «Новокузнецкой», строящейся параллельно с «Павелецкой», причем даже несмотря на то, что центральный зал станции был вдвое короче. На своде станции нашли свое место семь мозаик, и еще одна была установлена в вестибюле.
На удивление всему миру, в январе 1943 года торжественно открылись для пассажиров станции метро «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», а еще ровно через год, а январе 1944-го — «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» и «Партизанская». Мозаики «Автозаводской» также были выполнены
Но вернемся на «Новокузнецкую». Что стало с остальными мозаиками, не уместившимися на ее своде? Ведь даже пользуясь элементарной математикой, можно понять: изготовлено было четырнадцать мозаик, а на «Новокузнецкой» использованы только восемь из них. Где еще шесть?
К сожалению, история умалчивает этот факт. Вполне возможно, что их когда-нибудь найдут закопанными в землю наши потомки, ведь в военные годы доставленные в Москву мозаики приказано было спрятать именно таким образом — закопать, «чтобы они не привлекли внимание врага». Зачем гитлеровцам смальтовые мозаики — для меня загадка… Как их вывезли из Ленинграда в 1942 году? Ведь тогда город еще находился в блокадном кольце. Ответ — по льду Ладоги. Причем тогда, в январе 1942-го года,
Наливные яблочки, летящие самолеты, голубое небо… Великолепные мозаики
И если хоть один человек, проезжая завтра станцию «Новокузнецкая», разглядит на своде сквозь яркую смальту небо блокадного Ленинграда, если хоть кто-то остановится и взглянет на мозаики иначе, чем днем ранее, если оторвется от экрана мобильного телефона, поднимет голову и задумается о чем-то — значит, эта статья нашла своего читателя.
Подвиги совершались не только на фронте. Никто не забыт. Ничто не забыто.
Замечательная статья. Спасибо. Я всегда любуюсь станциями метро того времени и, в частности, мозаикой. Каждая станция метро - это произведение искусства. Теперь вся эта красота стала ещё ближе и роднее.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! На Новокузнецкой бываю редко, не обращал внимание на оформление. А Маяковская очень нравится: пассажиров немного, оформлена красиво.
"Я шагаю по Москве" - герой Н.Михалкова играет метростроевца (метро Москвы строил и отец режиссера Георгия Данелии).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Стражников, спасибо.
0 Ответить
Константин Сазонцев, спасибо Вам! Статья написано очень хорошо, искренне. Приятно было прочитать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить