В плане (виде сверху) такой храм (как и следует из названия) имеет форму креста. В центре — установленный на четырех столпах барабан с куполом. Хотя о русской храмовой архитектуре стоит почитать отдельно!
Храм Покрова, хоть и дошел до нас без перестроек и почти в первоначальном виде, раньше выглядел иначе. Нынешний купол установлен в 19 в. Первоначально храм венчал не луковичный, а более архаичный шлемовидный купол. В остальном церковь, кажется, не перестраивалась. А выглядит иначе потому, что многое со временем убавлялось.
Первоначально церковь была больше. То, что мы видим сейчас — ее центральная часть, раньше с четырех сторон окруженная галереями. Судя по реконструкциям, по высоте они доходили до середины центрального здания. И мне всякий раз кажется, что с утратой галерей храм выиграл. Это личное восприятие, не больше. Есть изображения, реконструкции первоначального облика храма. Его нынешний вид мне кажется более гармоничным.
Холм вокруг церкви был полностью облицован плитами из белого камня. Наверняка зрелище открывалось фантастическое! Особенно с идущих во Владимир кораблей.
В некоторых источниках я встречал восторги в отношении русских мастеров-зодчих. Увы, русские здесь были скорее исполнителями: каменщиками и прочими строителями. Строили храм Покрова западные мастера. По летописи, «бригаду"-артель прислал германский император Фридрих Барбаросса, с которым князь Андрей был в приятельских отношениях. По мнению ученых, романские элементы в архитектуре также указывают на строителей с романского запада. Очень возможно, итальянцев.
В любом случае, строили западноевропейцы. Заодно с Успенским собором и Боголюбовской резиденцией. Может быть, и Золотые ворота. Все это строилось в одно время. Вероятно, и чуть более поздний Дмитровский собор построен той же… или подобной артелью.
Храм Покрова отличается от более привычных нам русских церквей отсутствием иконостаса. Вместо него — алтарная преграда. При этом иностранные зодчие построили очень русские храмы. В общем-то, положив начало владимирскому, а позже московскому, стилю.
Посещая храм, обратите внимание на украшающую его каменную резьбу. Очень похожая — на других владимирских храмах того периода. Это так называемые зооантропоморфные изображения: люди, животные, грифоны, растительный орнамент и пр. Это не «просто орнамент», здесь все не то что осмысленно, а несет глубокий символический и сакральный смысл.
Во-первых, библейские и житийные сюжеты. Во-вторых, отсылки к известным и популярным сюжетам «околобиблейско-апокрифическим», типа вознесения Александра Македонского. В-третьих, мощное влияние языческих сюжетов. Например, в растительном орнаменте. В украшающей храм каменной резьбе многое переплетается и сочетается. Вникать во все это не получится… да и знаний не хватит. Тема сложнейшая. Кому интересно — рекомендую обратиться к работе «Язычество Древней Руси» Б. Рыбакова. Там есть прекрасный анализ орнаментов владимирских храмов.
В любом случае, в убранстве храма видна широчайшая эрудиция строителей,
Во владимирских храмах, в том числе в каменной резьбе, все настолько переплетено, что их просто нельзя рассматривать, не вникая в историю и психологию их создателей. Можно, конечно, просто посмотреть и даже восхититься мастерством строителей. И, наверное, все. Ну фигуры людей с книжками/свитками в руках, животные, стебли с листьями. Можно даже льва опознать. Но при чем он здесь? Почему именно лев? Для красоты? А другие фигуры? При этом здесь нет ничего случайного, изображенного «просто так». Это здание сакральное. Как икона, где все символично и ничего лишнего.
Да само то, что князь Андрей посвящал храмы Богородице — не случайно. Наверняка многим известно предание о явлении Андрею Богородицы, о принесении им на Север иконы, сейчас известной как Богоматерь Владимирская. О видении Покрова, оберегающего Русь. Можно верить в это или нет, но вдохновленный Андрей положил начало Северо-Восточной Руси и в итоге — России.
И владимирские Храмы Богородицы — знак и начало этого. Как выстроенная на излучине речных путей церковь Покрова — символ границы, начала Северо-Восточной Руси. Тот же Успенский собор стал прототипом Успенского Собора Московского Кремля (снова спроектированного итальянцами, но уже при другом великом правителе, Иване III!), главного собора Московской Руси.
И именно церковь Покрова — самый первый из Богородичных храмов нового государства. Можно сказать, памятник начала нашей истории.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...