• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Юлия Пересильд в фильме «Битва за Севастополь». Так кто Вы, Леди Смерть?

«Леди Смерть». От одного этого словосочетания бросает в дрожь. Сразу представляется что-то демоническое, но на самом деле мы видим милую хрупкую девушку. Кто она — Люда Павличенко? У мужчины-снайпера, для сравнения, 152 убитых немцев из 154 выстрелов. Но у Люды 309 убитых фашистов! Триста девять!

Кадр из фильма www.kinopoisk.ru

Женщина-снайпер всегда интереснее мужчины. Режиссер Сергей Мокрицкий и продюсеры выбрали на роль этой умерщвляющей машины — «Леди Смерть» — Людочки Павлюченко — актрису Юлию Пересильд. Я, честно говоря, засомневался еще при первых сценах, что столь из ряда вон выходящий персонаж будет воплощен на экране этой хлипкой и в чем-то простецкой девчонкой… Хм, господин режиссер, поглядим, что из этого получится.

Фильм «Битва за Севастополь» поначалу кажется несколько затянутым. Кинематограф дает возможность менять сцены, времена, персонажей, тасовать все это как заблагорассудится. Некий налет скуки имеет место быть именно в первой трети картины, и, возможно, было бы лучше начать с батальных сцен, а потом вкраплениями вводить воспоминания героини. Впрочем, это мое мнение как зрителя, а Люда Павличенко продолжает свою историю.

У героини Пересильд отец строгий, безжизненный, как и подобает быть сотруднику НКВД. Она хочет доказать ему, что он может гордится своей дочерью. Поступление в институт не вызвало у отца этого чувства, но 309 убитых фрицев, может, сработает? У Юли непростая ситуация в семье. А вот у ее подруги — все проще. И от того ей жить легче.

Маша (Полина Пахомова) — подруга Люды, девушка любвеобильная. Гормоны прут, и она витает в любовных облаках, а вот Люда умеет контролировать свои гормоны.

Что важно для снайпера?

Ружье.
Выдержка.
Стопроцентное зрение.

Возможно, даже не сто-, а стооднопроцентное зрение. То есть видеть не только цель, но и что творится по бокам, замечать крошечные детали. Выдержка у Павличенко есть, и Юлия Пересильд показывает это в образе.

«Леди Смерть» — это американские журналисты красиво придумали. Хороший броский псевдоним для таблоидов. Но я поначалу всё-таки не понял, какова ее мотивация — пойти на фронт и убить 309 человек. Нет, она их не считает за людей. Фашисты! Но все же…

Что движет этой миниатюрной девушкой, словно сошедшей с картин средневековых художников, в веке 20-м, когда судьба ее бросает в пекло самой кровопролитной войны за всю историю человечества?

У каждого великого человека есть своя история. У каждого простого человека тоже есть своя история. В фильме «Битва за Севастополь» одним из лучших эпизодов я бы назвал Историю Первого Фрица из 309, «снятого» из снайперской винтовки нашей Леди Смерть. Вот в этом эпизоде мне мотивация героини Пересильд понятна. На тебя прут с автоматами и танками. Либо ты умрешь, либо они. Уже начался отсчет смертей ее однополчан. Стреляй или умри.

Этот эпизод я считаю точкой отсчета киноленты, а все, что было до того, оставляет ощущение сериальности, ощущение короткого метра.

И вот теперь игрушки кончились, безделушки брошены в огонь, остались развороченные пулями и осколками человеческие тела да наступающий враг. С этого момента «Битва за Севастополь» становится другим кино. Это уже не пирог с малиной. Это уже жесткая и горькая начинка.

Насколько горька земля, если тебя засыпало после взрыва? Каково это чувствовать себя наполовину на том свете? Каково это девчонке, что копалась в библиотечных талмудах и крови-то не видела, попасть в ад? Сейчас мы, зрители, не можем ответить на эти вопросы, мы можем только сопереживать героине Юлии Пересильд. Мне кажется, нерв фильма «Битва за Севастополь» и бьется вокруг последнего вопроса.

Боевые сцены, рисованные на компьютере, выглядят вполне захватывающе, но они лишь фон к истории девушки-снайпера. Я, как зритель, все пытался зафиксировать вот этот момент перехода Людочки из состояния девчушки-незабудки в Леди Смерть. Несомненно, война меняет психику человека в той или иной степени, но каково это влияние не на крепкого мужика, а на вчерашнюю студентку с пуританскими косами, сведенными в круг?

В круг внимания режиссера и авторов сценария попадает и любовная линия Люды Павличенко. И сделано это не совсем удачно. Нет страсти, что ли, нет блеска в глазах, нет уверенности, что Макаров (Олег Васильков) любит Люду, а та отвечает взаимностью. Не хватает какой-то «перемычки» в сценарии, какой-то трогательной связи. Без эмоций любовная линия здесь натянута, неубедительна.

А вот приглашенная на роль американки Элеоноры Рузвельт актриса Джоан Блекхем мне понравилась, она такая позитивная и мудрая. Как бы наставница нашей Люде. Мы видим удачный актерский тандем Юлии Пересильд и Джоан Блекхем, они хорошо дополняют друг друга.

Появление нового начальника у Люды в лице Евгения Цыганова (Алексей) становится в определенной степени неожиданностью. Да, Цыганов заявлен в титрах, но про него уже все забыли, так долго ему не давали время появиться перед зрителями. И тут он пришел. Что ж, возможно, он оживит ту же невзрачную любовную линию или добавит иной интриги, думалось мне.

Евгений здорово играет в военных фильмах, и особенно хороша эпизодическая роль в «Брестской крепости», где его персонаж просто очень честен и тем привлекателен. Но в фильме «Битва за Севастополь» у Евгения не очень здорово получилась роль, да и экранного времени ему отвели совсем чуток.

Я не ожидал, что в военном фильме прозвучит песня Виктора Цоя, да еще не в его исполнении. Стала ли картина более привлекательна от этого? Наверное, но я не уверен. Как раз щемящей музыки фильму и не хватает. Все-таки такая музыка оживляет действие, вносит разнообразие в эмоции восприятия.

Несмотря на недостатки, фильм «Битва за Севастополь» можно назвать крепко сбитым кино. Это, конечно, не удивительная «Брестская крепость», но, тем не менее, картина все же удалась.

Статья опубликована в выпуске 9.05.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: