Когда Доминика Пиньона (любимого актёра Жене, который снимался во всех его картинах) спросили, о чём фильм «Город потерянных детей» — он долго мешкал, прежде чем нашёл нужные слова: «Это… сказка».
Однако если ужастик «Деликатесы» получился у Жене с Каро совсем не страшным, то данная «сказка», напротив, вышла не детской и жутковатой. Вкратце рассказать суть «Города…» действительно непросто.
Действие фильма опять-таки происходит в неком вымышленном сумрачном мире, вполне соответствующем стилю «нуар». Безумный учёный с помощью генной инженерии создал множество причудливых созданий: говорящий мозг в аквариуме, карлицу и множество клонов. Одно из таких созданий по имени Кранк мучается от того, что не способен видеть сны. Поэтому он похищает детей и с помощью хитроумных аппаратов пытается «выкрасть» светлые детские сновидения.
Даниэль Эмильфор (исполнитель роли Кранка):
«У Жёне и Каро были некоторые мифические мечты о современной горгулье, которая была у них в детстве неким символом того, чего они не могут найти. Я понимаю это и говорю со всей скромностью, что я и есть та самая горгулья».
Кранк даже переодевается в Санта-Клауса и вместе со своей фрик-компанией пытается малышей веселить, но вместо положительных эмоций вызывает у детей лишь кошмары.
Марк Каро:
«После „Города потерянных детей“ я боялся встретить на улице детвору, которую лишил веры в Санта-Клауса…».
Волей судеб противниками Кранка становятся девочка Миетт и цирковой силач Уан, у которого похитили маленького брата. Если силач больше напоминает ребёнка, заключённого в могучем теле, то Миетт не по годам серьёзна. Именно она опекает и направляет Уана, испытывая к нему смешанные чувства влюблённости и материнской заботы.
Жан-Пьер Жене о роли Уэна:
«Мы искали по всей Франции, по всей Европе и никак не могли найти подходящего актёра с точки зрения фактуры. Чтобы он был мягкий и одновременно с особенной природной силой».
В итоге силача сыграл американский актёр Рон Перлман — единственный из труппы, кто совершенно не говорил по-французски. Пришлось старательно заучивать все фразы — благо его персонаж был неразговорчивый.
Из актёров, снимавшихся ещё в «Деликатесах», в новый фильм попали неизменный Доминик Пиньон (он играет аж пятерых клонов-близнецов, которые спорят — кто из них «оригинал») и Жан-Клод Дрейфус (хозяин цирка).
Как это характерно для всех фильмов Жене, «Город…» был полон колоритных типажей и мини-скетчей. Одна из самых впечатляющих сцен — приготовление пищи в четыре руки сёстрами-сиамскими близнецами (представляю, сколько сцену репетировали!).
Также, подобно «Деликатесам», «Город потерянных детей» полностью снимался в павильонах. Однако размах и бюджет съёмок был несравнимо выше. Для того чтобы создать дивный мир, будто сошедший со страниц комиксов, использовались как старые методы (создание декораций), так и новые (компьютерная графика).
Для 1995 года фильм был на довольно высоком технологическом уровне. Взять хотя бы дрессированную блоху-убийцу или сцену, где Миетт вступает в поединок с Кранком, проникая в его сон. А чтобы добиться желанной цветовой гаммы, режиссёры и вовсе пошли на ухищрение — сначала выбелили актёрам лица, а потом меняли цветовой фон до тех пор, пока лица не становились естественными.
Марк Каро:
«Совместную работу можно сравнить с горшком на столе, куда каждый бросает свою идею. Поэтому трудно сказать, кто и что первым придумал. Всё делали вместе. А потом, во время создания фильма, я занимался больше визуальной частью — костюмами, декором, а Жене руководил актерами».
Несмотря на это, Каро решил привлечь к созданию костюмов помощника. Им стал именитый модельер Жан-Поль Готье.
Жан-Поль Готье:
«Каро сказал, что в картине нет определенного времени. Понятно, что дело происходит не сейчас, но вы и не знаете, когда именно. Он сказал мне, чтобы я посмотрел фильмы Чарли Чаплина, например, „Малыш“. Он хотел, чтобы дети выглядели как-то так, в том же духе. По времени — где-то от начала века до 40-х годов».
Например, костюм девочки Готье создал, взяв за образец плотно вязаный свитер бретонских (Бретань — северная территория Франции) моряков. Вот только полосы на нём сделал красными — мол, этот цвет характеризует «горячую» сущность героини.
Добавьте к этому обилие механической эстетики, и вы поймёте, почему многие зачисляют «Город потерянных детей» в жанр стимпанка.
Жан-Пьер Жене:
«Этот фильм о снах и мечтах. Мы должны определиться с мечтами, которые могут быть реализованы. Иными словами, это — наше воображение. Мы в восторге от фильмов-фантазий, которые так просто говорят нам об этом. Если мы не будем мечтать, мы умрём — от преждевременной старости. В некотором смысле, именно об этом и есть наш фильм».
К сожалению, эту блестящую и очень своеобразную картину начнут восхвалять уже задним числом. В 1997 году на её основе даже выпустят одноименную компьютерную игру в стиле квест. Но тогда — в 1995 году — ни критики, ни зрители не оценили старания режиссёров. «Город…» провалился в прокате и стал последней совместной работой Каро и Жене. Каждый из режиссёров отныне пойдёт своим путём.
Каро уйдёт в тень андеграунда и на киноэкранах засветится лишь однажды — в 2008 году, когда снимет фантастическую притчу «Данте 01» (очень любопытную, но, снова-таки, недооцененную).
А вот Жене ждала более плодотворная карьера. Как ни смешно, следующим своим фильмом он обязан именно «провальному» «Городу потерянных детей»…
В другой раз поговорим о том, как Жене попал в Голливуд на съёмки фильма «Чужой»…
Помню ещё игру по фильму. Жутко и необычно.
Французы создают удивительные фильмы, в которых открываешь что-то новое для себя в природе человека. Будь то "Город потерянных детей" или "Неприкасаемые" (1+1)
Спасибо, что освежили память об этой "сказке".
0 Ответить
Александр Ягольник,
Действительно "1+1" оказался хорош, несмотря на изъеденный до дыр сюжет о толерантности.
0 Ответить