Картина Габриэля Метсю «Завтрак». Действующие лица — он, она, собачка и устрицы на блюде. Она держит в правой руке нож, в левой — открытую устричную раковину. Она сосредоточена, как будто сдает какой-то очень важный экзамен. Он стоит рядом, левой рукой приподнимает край блюда с устрицами.
На великолепном столе (мощная столешница, под стать ей точеные ножки, резьба) лежит не менее великолепная красная скатерть, которую сдвинули, чтобы освободить место. Рядом с блюдом — затейливый стеклянный кувшинчик с жидкостью (скорее всего — уксус). Стол украшает огромный рог: у него искусная подставка с множеством фигур.
У собачки расстроенный вид и недовольная поза: на нее никто не обращает внимания, к тому же этот запах устриц… Хочется удрать, но оставить хозяйку она не решается…
Кто эти люди? Чем они связаны? Зачем нужен такой урок (как бы не вызывает сомнений, что это — урок)? Безусловно, можно принять точку зрения искусствоведов: у картины избитый сюжет, художник написал ее покрасивее, пороскошнее, чтобы можно было легче продать. И незачем искать какой-то тайный смысл, какую-то идею. А с другой стороны, не исключено, что подобное событие автор видел и запомнил.
Видимо, красиво одетая девушка (точнее, роскошно одетая) еще не привыкла к своему положению: она держится очень напряженно, пытаясь сделать то, чему ее учит ее спутник. Очень может быть, что она — бедная родственница, а молодой человек приставлен к ней главой семейства для обучения хорошим манерам. Ей предстоит участвовать в застольях (вероятно, и не только семейных), она не должна уронить честь дома.
Но что-то не вяжется это предположение с правой рукой молодого человека: она как бы лежит на плечах девушки. А что, если это — обычная сценка соблазнения? И даже не соблазнения — попытки пробудить в девице желание (считается, что устрицы как раз и влияют на вот это).
Как бы он пришел к ней, она отнеслась к визиту более чем прохладно. Они поговорили, выяснилось, что она еще не завтракала. Тогда он заказал кухарке блюдо, способное растопить лед нежелания (кухарки нигде нет, но кто-то же приготовил устрицы!). И девица пытается есть, но это дается ей с большим усилием. И что он? Ждет, когда она все это проглотит, подбадривая девицу поглаживанием плеч.
А сколько нужно устриц, чтобы все задуманное состоялось? На блюде их четыре. Раковин нигде не видно. Значит, завтрак только начался. Хватит или нет для получения желаемого?
Ну, и как же все-таки есть устриц? Скажем, на картине они лежат уже раскрытые. Если они с двумя створками, если они закрыты полностью, следует загнать нож между створками и разрезать стягивающий их мускул «с острого конца острым ножом». А уже затем подрезать связку тела устрицы со створкой. Уксус используют для улучшения запаха и вкуса (сегодня вместо уксуса — лимонный сок).
Следуя советам Лауры Ли, им надо было бы устрицы запить белым вином. Но поскольку назначение завтрака (предположительно) — не еда как таковая, то герои Габриэля Метсю решили обойтись без вина.
Урок только начался. Что-то будет в конце…
Борис, ВЫ тоже кое-что не договариваете, собачки на картинах той эпохи-символ супружеской верности, рог, видимо старый, да еще богато украшенный... Мне кажется, картина об адюльтере.
0 Ответить
Елена Третьяк, собаки на картинах той эпохи - символ греха: большая собака - большой грех, маленькая - маленький грех. Что касается вашей точки зрения насчет супружеской неверности: если бы это было так, художник обязательно обозначил бы присутствие (или отсутствие) мужа. Но в большинстве картин(смею утверждать - во всех картинах) "развеселого" жанра отсутствую признаки супругов. Почему? Вероятно, считалось неприличным высмеивать обманутых мужей или даже намекать на это.
0 Ответить
Борис Рохленко, очень интересно, спасибо.
0 Ответить
Елена Третьяк,
0 Ответить