Сергей Курий Грандмастер

Хиты сёрф-рока 1960-х. Какова история композиций «Comanche», «Surf Rider» и «Wipe Out»?

В предыдущей части я уже рассказал о стилистических особенностях сёрф-рока и поведал удивительною историю песни «Misirlou», которая лихо прозвучала в знаменитом к-ф «Криминальное Чтиво» Квентина Тарантино. Недаром американский журналист Гари Томпсон заявил, что именно Тарантино возродил интерес к этому забытому музыкальному стилю начала 1960-х.

Скан обложки диска

Ловкие дельцы на волне успеха «Криминального Чтива» тут же выпустили сёрф-сборник, название которого («Pulp Surfin») откровенно пародировало название фильма («Pulp Fiction»), а обложка — оформление саундтрека.

Дело в том, что режиссёр не ограничился одной сёрф-композицией — их в фильме звучит аж пять! Кроме «Misirlou» мы можем услышать ещё одно энергичное произведение под названием «Comanche» («Команчи»). Этот инструментал написал калифорнийский (а какой же!) коллектив под названием THE REVELS. В самом начале 1960-х эти бывшие школьные друзья уже играли нечто похожее на сёрф-рок, за что впоследствии были названы «предтечами» стиля. Правда, в тех же «Comanche» ведущим инструментом является не привычная гитара, а угрожающе рычащий саксофон.

Композиция успела попасть в кино ещё до Тарантино — в 1961 году она прозвучала в финале фильма «Изгнанники», посвящённом жизни индейцев в Лос-Анджелесе. Ну, а в «Криминальном Чтиве» «Comanche» сопровождает сцену, где маньяк совершает гомосексуальное насилие над боссом мафии, пока бравый Брюс Уиллис спешит на помощь с самурайским мечом. Кстати, поначалу Тарантино хотел выбрать для этой сцены другую, более «смешную» композицию — любовную песню THE KNACK «My Sharona» 1979 года выпуска. Однако, поразмыслив, решил, что «Моя Шарона» звучит слишком «сладко» и надо что-нибудь пожёстче.

Ещё один сёрф-инструментал — более спокойный и расслабленный, чем «Comanche» и «Misirlou», — мы слышим в самом конце фильма. Называется он «Surf Rider» («Сёрф-наездник»). Композиция, как и остальные, относится к «золотому периоду» сёрфа — началу 1960-х — и исполняется группой LIVELY ONES.

Джим Масонер, гитарист LIVELY ONES:
«Джин (Джин Уид — диджей радиостанции KFWB и протеже группы — С.К.) видел, как мы скакали на сцене на концертах, слышал звучание нашей музыки и однажды сказал нам, что мы „кучка живчиков“ („lively ones“)».

Своих песен «живчики» не писали, зато каверы в их исполнении нередко оказывались более успешными, чем оригиналы. Так случилось и с «Surf Rider». Вообще-то это была композиция группы THE VENTURES с альбома 1962 года. Там она называлась по-другому — «Spudnik».

Столь странное название — не ошибка, а каламбур. В 1958 году в США возникла компания, производящая технику по уборке картофеля. За год до этого СССР вывел на орбиту Земли первый в мире спутник, после чего это русское слово вошло во все языки. Вот компания и решила придумать себе название, где модное экзотическое словечко игриво сочеталось с английским названием картошки — spud. Ну, а VENTURES, видимо, пошутили ещё раз…

LIVELY ONES же решили, что раз слов в композиции нет, то почему бы её не переименовать. Их версия — «Surf Rider» — вышла в 1963 году и имела такой успех, что VENTURES пришлось переиздавать свою песню под новым названием.

Ещё одна классическая сёрф-композиция — «Wipe Out» (или «Wipeout») — в «Криминальное Чтиво» не попала, но, уверен, слышали её многие (например, в к-ф «Грязные танцы» 1987 г.). Она была записана в 1963 году группой THE SURFARIS (ещё одна игра слов, где переиначили прилагательное «surefire» — «верный, надёжный, безошибочный»).

Фактически это был инструментал, если не считать идиотского смеха и возгласа «Wipeout!».

Пол Бафф, владелец Pal Recording Studio:
«Для песни нужен был звук ломающегося сёрфборда, и мы рыскали в поисках чего-нибудь, что бы помогло нам воспроизвести нечто похожее, в конечном итоге, мы ломали доски. И еще записали дикий хохот Дейла (Дейл Смаллин — менеджер группы — С.К.), который, как он думал, будет очень хорош в начале песни».

Звук ломающейся доски появился здесь не случайно, ведь словечко «Wipeout» означало в среде сёрферов падение с сёрфборда под ударом волны — как понимаете, весьма болезненное. Несмотря на грустное название, композиция вышла весёлой и задорной.

Интересно, что свой будущий (и единственный) хит THE SURFARIS записали вынужденно и впопыхах. Всё для того, чтобы было что поместить на вторую сторону сингла — в дополнение к главной композиции «Surfer Joe». Однако быстро выяснилось, что «Surfer Joe» до хита не дотягивает — она заняла лишь 62-е место в американском хит-параде. Зато «Wipe Out» ди-джеи оценили, и группа быстро переиздала сингл, поменяв стороны местами.

Как результат — 2-е место композиции в чартах США, более миллиона проданных пластинок и место в «золотом фонде» поп-музыки. Кроме того, ритмический рисунок, сыгранный барабанщиком Роном Уилсоном до сих пор считается одним из самых изысканных и запоминающихся.

Микки Ли, роудер группы RAMONES:
«Вы можете сыграть „Wipeout“?» — это был наш постоянный вопрос к барабанщикам.
«Это всё, о чём вы просите, малышня, — ворчал барабанщик, — «Wipeout». «Wipeout!»
«Ага, но вы же можете сыграть? — умоляли мы. — Пожалуйста!»

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 2.03.2018
Статья размещена на сайте 26.11.2015

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: