«Золотым» же веком натюрморта был XVII век. Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В XVII в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта. Различные регионы Нидерландов специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем — на «завтраках», Утрехт — на цветочных букетах, Гаага — на рыбных натюрмортах, Лейден, университетский город, — на «Vanitas», натюрмортах о бренности жизни, Антверпен — на больших декоративных полотнах, цветочных и фруктовых гирляндах.
«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся художниками и зрителями. Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, — для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный.
Символ многозначен, и все заключенные в нем значения обусловлены, как правило, реальными свойствами объекта-символа. Например, цветок розы мог символизировать весну и расцвет, наслаждение и бренную человеческую плоть; в ряду христианских символов мог означать Марию и Христа; покрытые шипами стебли напоминали о страстях Христовых и страданиях мучеников, особенно в сочетании с красными венчиками цветов, ассоциировавшихся с пролитой кровью. В светской символике шипы роз — знак греха и боли после краткого наслаждения, но эти же цветы могли символизировать добродетель. Розы, осыпающие лепестки, — символ краткости жизни и мимолетности земных удовольствий.
Именно такая многозначность символа нередко является камнем преткновения для сегодняшних интерпретаторов старинных изображений. В сюжетных композициях символика деталей может быть однозначна — и тогда прочитывается без особых затруднений. Но в старинных цветочных натюрмортах букеты часто представляют собой особым образом организованную систему, где каждому растению отведено определенное место.
Следует ли видеть в изображенных среди других цветов розах намек на бренность плоти или напоминание о процветшей добродетели, а может, знак страданий или традиционный символ Богоматери? Либо проще ограничиться внешней стороной вещей — любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры?
Натюрморт XVII в., лишенный сюжетных «подсказок», превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве эпохи. Система символов, сложившаяся в Средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл картины, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления.
Именно особенности эмблематического мышления XVI−XVII вв. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Поэтому правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики.
Эмблема — своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы. Эмблема — некий образец, располагающий к созданию всевозможных вариантов, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла. В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой, и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов. Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание.
«Чтение» натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах, с различной кодовой установкой. Объекты, представленные в натюрморте, можно было воспринимать в различных аспектах — в ключе любовной символики, в морально-дидактическом плане, в качестве религиозной аллегории (таким образом «смыслы» восходят от «низшего» к «высшему», при этом мысль отталкивается от конкретного предмета).
Например, ряд натюрмортов с изображением устриц нередко рассматривается в аспекте эротической символики, что подтверждается сравнением с натюрмортными деталями в жанровых сценах — угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме. В жанровой сцене значение предмета обусловлено сюжетом картины — натюрмортные детали лишь вторят ему, внося в содержание дополнительные оттенки смысла. В натюрморте предмет, как правило, не подчинен строго заданному содержанию, он первичен и заключает в себе, в своих качествах, множество значений.
Интересующимся предлагаю познакомиться с «толкованием» нескольких классических натюрмортов.
«Накрытый стол», О. Берт Старший. Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в XVII в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение.
По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае — символы бренности плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души — на третьем, «высшем» уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, — о таинстве причастия.
«Натюрморт с устрицами и ремером», Ян Янс ван де Вельде. Слева и в центре — сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа — мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи — символа смерти, зла и греха — подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб — знаки спасения.
Питер Клас, «Натюрморт». Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами — крещении и причастия.
«Натюрморт с фруктами», Якоб Ван Эс. Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба — они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи — о распятии.
«Натюрморт с омаром», Ян Давидс де Хем. Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон — неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти.
Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением — омар, лимоны, трубка, устрицы — приближены к зрителю, иначе говоря — к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь.
Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы — воду, курительные принадлежности — огонь, табачный дым — воздух.
Очевидно, предмет в натюрморте обладает множеством значений, словно расслаиваясь на несколько образов. Зрителю предлагается такая игра: отталкиваясь от реальных качеств объекта, выйти на путь сложных ассоциаций. Смысл, одухотворяющий предмет, при всей многоплановости не затмевает конкретной, взятой из окружающего мира вещи: отвлеченные образы неизбежно материализуются в природных свойствах этой вещи — фактуре, объеме, запахе, цвете. Возможно, изложенные здесь сведения и «чтение» жанровых картин помогут читателям более полно воспринимать старинные натюрморты.
- Текст — краткое переложение некоторых глав книги: Звездина
Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.
спасибо огромное было безумно полезно. сейчас работаю над рефератом по этой теме
0 Ответить
Подумала: как же это я пропустила статью? И вспомнила, что была в отъезде Так что пятерочка моя запоздала... но все же пусть будет. А как Вам такой натюрморт?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Чайник правильный очень. Из такого не капать не будет!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
НЕ капать НЕ будет?
А знаете, кто автор?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оу, конечно - капать не будет. Заблудилась. Не знаю автор. Предвкушаю ответ: "Я!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не дождетесь Это "Натюрморт с черным квадратом". Холст, масло; 98Х146 см., 1989. Находится в частной коллекции в Париже. Автор Лев Прыгунов (тот, который Виталий Бонивур и т.п., т.е. актер). В начале 1970-х он начал заниматься живописью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня в кабинете мой акварельный этюдик с самоваром, тоже такой золотой-золотой...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Покажите!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А здесь, а кабинет - в редакции, мы разделены выходным днем
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всякому выходному дню свойственно проходить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Упс, оказывается, я уже голосовала... забыла, стало быть, и как впервые прочла Вот это да. Память человеческая
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, искусство того времени предельно символично. Не зная смысла этих символов, многие скучают, Встречаясь с этими произведениями живописи. А зря.
0 Ответить
здорово, отличная статья!
0 Ответить
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья, спасибо. Буду теперь полнее воспринимать натюрморты.
P.S. Ну, устрицы - ладно, а персик-то какой развратный фрукт, оказывается!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, и не говорите! А бабочки-то, а жуки и гусеницы! А кошки! Начитаешься вот так - и по-людски уж ни на что смотреть не возможно. Всюду символы и знаки лезут...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! Никогда не любил натюрморті, а теперь могу взглянуть на них другими глазами.
0 Ответить
Какая интересная статья! И сразу захотелось перечитать "Фламандскую доску" Артуро Переса-Реверте..
0 Ответить
А я воспринимаю живопись в целом, не раскладывая ее на составляющие.
0 Ответить
Когда я, убого, по-любительски, берусь писать акварельку-натюрморт - я эту натуру тоже воспринимаю в целом. Мне тогда становится интересна в натуре именно живопись - взаимоотношения объемов, цвета. И зрителю, конечно, это тоже интересно - как художник передает это на полотне. И воздействие тут чувственное, аналитический ум молчит.
Но для современников это было не так. Заказчик давал художнику программу, художник исполнял. И от этой идеологичности не уйти - конечно, если иметь в виду не только получение чувственной радости от картины, но еще и некий познавательный момент.
Не знаю... Мне вообще интересны люди - и те, в частности, которые жили триста лет назад, и оставили по себе память в этих полотнах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья. Ранее интересовалась цветовой символикой. (Кстати, по теме. Алый цвет - цвет грехопадения). Оказывается, изображение молюсков тоже неспроста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И цвет крови. Жертвенной - Иисуса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательно!
А ведь на первый взгляд - ничего проще..... Обычные предметы обычного обыденного мира.... Но стоит углубиться, и открываются новые грани.....
0 Ответить
Если подумать - мы не особо понимаем и своих родителей, и своих детей. У каждого поколения - свой язык, если так вообще смотреть.
Мы не понимаем изрядную долю произведений живописи, литературы - поскольку не знаем языка, на котором они пытаются говорить с нами. Поскольку Библия - основа всей цивилизации - на десятилетия вышла из обихода, мы не можем даже понять даже отцов-основателей страны Советов, мастеров-ораторов - ведь они, к отличие от нас, книгу книг изучали.
Впрочем, все - дело наживное, главное - хотеть узнать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, вот, рада я
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Искала жанровые картинки с кошками, тоже у голландцев, кошачьи смыслы занимательные - не нашла Даже в бумажных книжках!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба! просто браво! Такой бальзам на мою душу собирателя картин...
Могу только добавить что Голландская протестанская церковь запрещала использование религиозных мотивов в искусстве, вот и рисовали шипы на розах как символ распиятия христа.
А египтяне тоже рисовали и клали с умершими, верили что пригодится
Я вот еще какой натюрморт нашла - ну уж очпень символический! Полное отражение действительности своего времени.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Иконоборцы - вообще дело особое...
А еще обманки бывают... Бывали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
болезненно выглядит для меня бр-р-р-р.
Лучше уж устрицы с мухами
Люб, откуда такой интерес в натюрмортам. Тем более к голландским? Такая прелесть - второй раз перечитываю!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это жанр такой, порядочной даме должен нравиться. Все нарисовано, а кажется "живым". Автора - не помню. Ты его приблизь и рассматривай. Там Ленина нет, тоже 17 век
Оценка статьи: 5
0 Ответить
это в Голландии так луковицы тюльпанов и другие растения продавали! Аналог современного каталога.
Нарисуют, притащат к покупателю, а он и закажет по каталогу. Поэтому они и пихали в картину все подряд - и впесенние цветы., и летние, и поздние осенние.
Такая реклама!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот теперь все стало ясно!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А что? Могу опять эволюцией заинтересоваться. Или Гришей Перельманом...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
можно ими тоже! Но про картины ХАРАШО! Я только Босха не люблю - простите Борис. ТАк же как и музыку Шнитке - ну наплевать мне что они модные- Они ДЕПРЕССИВНЫЕ! Мне с ними тяжело... Не катят и все!
А угадайте зачем вот такие рисовали?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Босх - большой хохмач, между прочим.
А картинка - так все то же самое. Плод - это тот, грехопадение от которого... Растение, которые валяются - увядают, жизнь земная преходящая... Пышные цветы - "кроме цвета - ничто". Конкретно тюльпаны - "усну, когда скроется солнце"...Пион, возможно - "краткое наслаждение"... Мелкие травки - о христианском смирении говорят... Насекомые - см. выше...
Возможно, цветы - разных сезонов, тогда это еще говорит о временах года, вообще о времени, о его быстротечности...
В общем, помни о смерти, готовься к спасению, что они еще могли выдумать?!
Симметричный букет, не S-образный...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ужасти полные - теперь даже на Девочку С Персиками буду смотреть выискивая тайный смысл
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Там наверняка где-то припрятаны устрицы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
кстати, картинка оттуда же
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему нельзя опубликовать эту статью? Она такая цельная, насыщенная малоизвестной информацией и интересная к тому ж. Да еще - вольный пересказ. Люба, почему?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ОК, оскоромилась. Ахти мне!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, получил не только удовольствие, но и толику знаний. Символика в живописи давно меня интересовала - и оставалась недоступной только потому, что "ничто не обнимет необъятное".
Впервые я получил некоторое толкование символов при разглядывании картин Иеронима Босха от своего хорошего знакомого - большого эрудита. Потом меня судьба свела с художником, выпускником Суриковской академии - но, увы, дальше обещаний посвятить меня в символику живописи ему не удалось (явных причин к этому не было, а так, стечение обстоятельств).
Так что - от меня большое спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По идее, художникам это особо и знать не надо. Это история искусств, а люди творческие должны проходить мимо лишних знаний. Спасибо К.Ю. Старохамской - из-за нее, ее "флирта цветов", я взялась перечитывать книжку Юлии Звездиной. Там же, в комментах, малость повыражалась насчет символики цветочных букетов...
Оценка статьи: 5
0 Ответить