Это человек, если и не принимавший непосредственного участия в знаменитой баталии, тем не менее, в достижении победы сыгравший соизмеримую с самим адмиралом роль. Кто же этот Немо и какую роль сыграл он в битве при Кадисе?
Имя его Джон Кларк. Именно он, рядовой служащий какой-то захудалой торговой фирмы, никакого отношения не имеющей к военно-морским силам Британии. Более того, его нога никогда в жизни не ступала на качающуюся палубу боевого корабля.
Будучи от роду человеком незаурядных способностей и такой же любознательности, он в форме «хобби» разработал, написал и напрочь перевернул стереотипы мышления флотоводцев того времени о тактике морских баталий. И не просто какой-то дилетантского уровня опус, но научный, вошедший в анналы истории труд, принесший ему славу.
Достоверно известно, что в 18 веке Англия, как островное государство и морская держава, была ещё далека от высокого эпитета Владычицы морей. Обладая самым большим океаническим флотом, она, тем не менее, на театре морских сражений не достигала каких-либо заметных успехов, чаще терпела поражения. Причиной тому был ставший символическим английский консерватизм, нежелание расстаться с давно уже устаревшими догмами, стереотипами мышления.
Будучи истинным патриотом страны, Кларк не мог мириться с тем, как её ВМФ не мог достигать на просторах океана каких бы то ни было успехов. Изучая специальную литературу, он, к счастью, не был заражён профессиональной рутиной, на него не давили общепринятые морские теории. Он первым посмотрел на изучаемый предмет глазами постороннего человека. Аналитический ум, независимость мышления, вера истине, а не авторитетам, привели его к созданию теории морского боя, которая стала настольным руководством и школой для флотоводцев будущего.
Моряки того времени имели прочно укоренившееся в сознании, но ложное по сути представление о тактике морского боя, по которому вступающие в бой эскадры должны были в обязательном порядке следовать в одной кильватерной колонне, идти параллельным с противником курсом, а каждый корабль — против корабля.
В своей же доктрине Кларк рекомендовал не бояться ломать кильватерный строй, делить его на отдельные отряды. Вклиниваясь в ордер противника, расчленяя и внося дезорганизацию, уничтожать его по частям, сосредоточивая главный удар на флагмане. Другие же тем временем должны препятствовать противнику оказывать помощь атакованным кораблям. От такой внезапности противник теряется, заражается паникой, приходит в замешательство, гибнет или сдаётся. Qui erat demonstrandum.
С выходом книги Кларка англичане резко изменили приёмы ведения морских сражений. Фортуна повернулась лицом к Англии! Победы, одержанные при Доминике, Сен-Винсенте, Трафальгаре, теперь прочно закрепили за ней имя Владычицы морей.
Впрочем, случаи, когда великие открытия в науке, изобретения в технике, труды в других отраслях знаний создают люди, далеко не причастные к ним, но как бы «по совместительству», в форме хобби, далеко не единичные.
Список подобных достижений можно продолжить…
В самом деле, интересная статья. Интересно также, что профессионалы прислушались к мнению дилетанта и рискнули попробовать.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Интересно! Никогда не слышал о таком человеке и никогда в тонкости этой битвы не вникал. Автор, скорее всего, прав. Правда как-то раз услышал другую версию победы англичан: на палубе одного из английских кораблей, чуть ли флагмане, была установлена бомбарда - пушка с коротеньким стволом, направленным вверх. Предназначена для поражения людского состава крепости. Снаряд, начиненный железными шариками, летит по очень крутой траектории. И вот такая бомбарда выстрелила по флагману французскому, снаряд упал на палубу, взорвался и буквально смыл с палубы практически весь экипаж. После этого битва закончилась, ибо добить остальные корабли без флагмана труда не составило. За что купил, за то продал. Не настаиваю на этой версии. Как одна из многих...
Оценка статьи: 5
0 Ответить