Его собственные детские впечатления, видимо, нашли отражение в картинах «Урок рисования». Ученик пришел к учителю: комната в цокольном этаже, в нее ведет крутая винтовая лестница. Дом когда-то был богатым — мраморный мозаичный пол. Со временем все обветшало, стены отсырели и облупились.
Ученик сидит спиной к окну и старательно рисует гипсовую статую. Его папка с рисунками прислонилась к сундуку.
Лето, яркий солнечный день. Но учитель одет не по погоде тепло: возраст дает о себе знать.
На полу сидит не то внук, не то сын художника: в его руке вертушка, рядом — барабан.
Еще один урок рисования — в мастерской художника: за столом сидит ученик, перед ним — коробка с принадлежностями и гипсовая Венера. За спиной художника — мольберт с обрамленной картиной.
Учитель объясняет ученику, что и как надо. Ученик внимательно вглядывается в гипс — судя по всему, у него что-то не так получилось в ногах.
«Коллекционер с женой». Пожилой мужчина и моложавая женщина сидят за столом, заваленном цветными гравюрами. На стене — картина, слева в богатой резной раме — зеркало, в просвет двери видна завешенная картинами стена. Судя по всему, они купили коллекцию и сейчас изучают, что им досталось. У него — озабоченное лицо, у нее тоже радости не видно, в глазах читается вопрос: «И что теперь с этим делать?» Похоже, что они рассчитывали на что-то получше.
«Продавщица вишни в дверях». Летний солнечный день. У входа в зажиточный дом (резной косяк двери, замысловатый светильник под потолком, резное кресло, на котором сидит мамочка) стоит пышногрудая женщина в простенькой шляпе. Ребенок тянет руку к кисти вишен у мамы в руке. Продавщица в ожидании: у нее в руках две корзины и весы с блестящими на солнце латунными чашками.
В нижнем правом углу картины — ружье и висящая на перилах лестницы униформа.
«Домохозяйка». Небольшая комната. Это помещение и кухня, и столовая, и мастерская. Винтовой пресс в углу (сам по себе — произведение искусства) — скорее всего, инструмент для извлечения дохода: на нем обрабатывают текстиль (возможно, не только ткань, но и готовые изделия) для придания ему заданных свойств. Такой процесс очень похож на сегодняшнее каландрирование.
Женщина с корзиной, наполненной овощами, сидит возле плетеной люльки-качалки (снизу просматриваются дугообразные полозья). Ребенок вот-вот уснет, и она примется за готовку.
Есть еще одна любопытная деталь в картине: щетка. Вероятно, это первое изображение такого предмета домашнего обихода.
«Зимняя сценка». Солнечный зимний день, легкий морозец. Двор бедноты: со стен отвалилась штукатурка, деревянные конструкции от старости почернели, простенькая занавесочка на окне. И одежда на детях не говорит о большом достатке. Зато радости у детей: запрячь козла в санки и погонять его с пассажиркой по свежему снегу!
Эти детки еще маленькие. Скоро они пойдут учиться — кто рисовать, кто торговать, кто вести домашнее хозяйство…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...