Вместе с собирательством и хранением книг библиотекари начали искать формы и способы книжной пропаганды (или, говоря современным языком, рекламировать чтение). Надо отметить, что такие функции библиотек, как просветительская, воспитательная, образовательная, осуществлялись разными видами библиотек (в том числе публичных) очень даже неплохо. Ситуация с развитием повсеместного распространения чтения на территории России носила позитивный характер.
Большевики, придя к власти, стали утверждать, что это именно их заслуга — строительство и развитие целой централизованной библиотечной системы по руководством
Конечно, подобный царский подход к решению проблемы образования и культурного просвещения на Руси является спорным, ведь образованный человек, на мой взгляд, не должен иметь пагубной привычки к алкоголю, иначе количество посещений им библиотеки приведёт к алкоголизму. Да и библиотеки — заведения не питейные, а просветительские. Хотя стоит отметить и тот факт, что в современном западном мире, на опыт которого мы так любим ссылаться, идея Петра получила неожиданное продолжение, правда, не в сфере библиотек, а в сфере образования: в одной из современных газет я наткнулась на заметку, автор которой утверждал, что в европейских университетах всё чаще практикуется форма семинарских и лекционных занятий профессорами не в учебных студиях, а в кафе и в пивных, в которых лекторы просто вынуждены собирать учеников, дабы повысить их интерес к наукам за кружкой прохладного пива. Автор этой заметки обозначил такую тенденцию как настоящее и будущее европейской образовательной системы.
Если вновь обратиться к русской библиотечной истории, то можно найти в ней доказательство того, что русский читатель и без петровой чарки водки охотно пристрастился к чтению и тянулся к грамотности и образованию. Так, наряду с публичными библиотеками, множились и библиотеки частные (и не только в богатых домах, но и в крестьянских подворьях — после отмены крепостного права и освобождения крестьян, которые сами стали хозяевами своей судьбы). Чтение в России пропагандировалось с детских лет. Например, в царской России выходила масса детских журналов, которые приобщали детей к самостоятельному получению знаний в разных сферах жизни. Для взрослых читателей издавались не только различные «Ведомости» с политическими новостями, но и спортивные газеты. Так что миф о неграмотной России, о дикости её населения сильно преувеличен. Также и представления о своём народе, например, у того же царя Петра I, были, видимо, искажены. Не говоря уже об иностранцах, которые из путешествий по России выносили скорее негативные представления, чем объективные.
Свою статью мне хотелось бы закончить небольшим обзором агитационных средств, которыми пользуются современные российские библиотеки, стремясь привлечь к чтению простых российских обывателей. Сегодня, как правило, издаются плакаты (другим языком, агитки), которые размещаются внутри библиотечных залов или на входе у библиотек, в которых в стихах или в прозе, перефразируя широко известные высказывания, содержатся призывы к чтению книг. Эту практику современные библиотеки в России переняли из советского опыта агитационной работы с читателями, а также освоили из опыта европейских стран, в которых такая работа называется привычным уже у нас словом пиар.
Смотрите на фото различные примеры современных библиотечных агиток — не только в форме плакатов, но и в форме надписей на кирпичной стене.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...