Венера Милосская была найдена в 1820 году, на одном из островов Эгейского моря, по имени которого получила свое название «Милосская». Сегодня ее остатки можно видеть в Лувре.
Когда ее нашли, у нее были руки. Островом в то время владели турки, а статую нашел моряк с французского судна. Для вывоза статуи надо было получить разрешение в Стамбуле, французы это разрешение получили, но избежать конфликта с турками не удалось. В результате — Венера без рук.
Точно неизвестно, ни кто ее изготовил, ни когда. Предполагается, что ее можно датировать периодом от 300 года до нашей эры до 30 года нашей эры — так называемый «эллинистический период».
Самой известной в древние времена была Афродита Книдская, ее создал Пракситель, который впервые обнажил богиню полностью (350−330 г. до н.э.). Оригинал до нас не дошел, сохранилось около 50 древних копий, лучшие из которых находятся в Риме и в Лувре.
Одна из последних обнаруженных Венер — Венера Эсквиллина. Откуда такое название: Эсквиллина? В 1874 году ее извлекли из холма Эксвиллино (это один из семи холмов, на которых расположился Рим). Извлекли по случаю: после 1870 года на этом месте начали работы, которые должны были улучшить вид города.
Естественно, искусствоведы задались вопросом: кто бы это мог быть? Кто автор? Откуда она пришла? Само собой разумеется, что точного ответа на эти вопросы нет. Предполагается, что это — копия с греческого бронзового оригинала, что моделью для статуи могла быть Клеопатра VII — последняя царица Египта, что у статуи были руки (которые то ли отбили, то ли они отпали в результате падения статуи).
Можно углубиться в эти поиски истины и подвергнуть сомнению греческое происхождение портрета египетской царицы. Была ли Клеопатра в Греции? Позировала ли она скульптору? Если это — царица, то в каком возрасте с нее лепили (отливали) статую? Последний вопрос — не праздный, Клеопатра была (по описаниям) женщиной необыкновенной, но ее грудь, надо полагать, не осталась настолько неразвитой.
Нельзя не упомянуть о громадной работе искусствоведов. Они пытались понять секрет этих статуй — почему такие скульптуры вызывали неуемные восторги? Статуи были многократно измерены, были вычислены их пропорции — и в целом, и по отдельным частям тела. Такая скрупулезная работа позволила определить исторические периоды, в которых работали скульпторы.
Независимо ни от чего, статуя в некотором роде представляет собой идеал женской красоты. Именно это заставляло художников и скульпторов обращаться к ней с одной единственной целью: повторить.
На картине Альма-Тадемы скульптор, судя по всему, заканчивает последние приготовления: его модель стоит в позе Венеры Эсквиллина. Еще раз глянуть, зафиксировать ее позу — и можно начинать. Он вложит в свое творение все умение, весь восторг. Может быть, ему удастся создать шедевр, может быть, посчастливится превзойти Праксителя. Он только начинает. Все может быть…
Спасибо! Очень интересно!
0 Ответить
Muzafree Muzafree,
0 Ответить
Как всегда - !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, спасибо!
0 Ответить