Задолго до этого из-за пронесшегося слуха о богатых золотых россыпях в Бразилии с нажитых мест снялись почти полмиллиона португальцев (многие пересекли Атлантический океан, приехав в Бразилию из метрополии!). Африканские рабы, прослышав про золото, тоже бежали сюда в его поисках, бежали даже с плантаций сахарного тростника, несмотря на тщательную охрану — и их, этих беглых рабов, работало на золотодобыче больше полумиллиона!
Золото дало название целой провинции Бразилии. Это место, некогда и имени-то своего не имевшее, после того как там обнаружили золото, стало называться провинцией Минас-Жерайс, или «Главные Прииски».
А деревня золотоискателей Вилла Рикка (богатый город) за десяток лет превратилась из мелкого поселения в столицу провинции Минас-Жерайс, город Ору Прету (чёрное золото)! За XVIII век в провинции было добыто свыше тысячи тонн золота!
Долгая-долгая золотая лихорадка… Снова и снова слухи о найденном на той или другой реке золоте заставляли тысячи людей сняться с места и поехать за призраком богатства.
Но в этот раз, на Сиерра Фиоре, очевидно, произошла ошибка. Или кто-то пустил злостный лживый слух, чтобы люди кинулись за призраком богатства…
Золота на реке явно не было. Отчаявшись найти здесь хоть что-то, старатели сидели в тени и играли в карты. Денег не было. Золота не было. Даже слухов о том, что на соседнем ручье что-то нашли — и то не было.
Игра в карты шла на фишки, блестящие камешки, собранные у реки. Игра спокойно шла вместе с бесконечно долгим разговором о жизни. Что тут царит неудача и надо бы вернуться, что жара неимоверная. Болтовня обо всём и ни о чём.
За разговором счастливчик срывал банк, выигрывая все фишки остальных игроков… Эти фишки тут же раздавали всем игрокам, разделив на примерно равные кучки — не идти же к реке по этой жаре за новыми камешками! Нищие старатели дулись в картишки…
Шло время. Кто-то отчаялся и уехал, кто-то не желал расставаться с надеждой зачерпнуть в реке когда-нибудь полный лоток самородков.
Но как-то раз в городок попал португальский чиновник, до того побывавший в Индии и видевший тамошние алмазы. Внимательно рассмотрев карточные фишки, он захапал их себе. А потом и вовсе нанял местных мальчишек собирать у реки эти блестящие камешки.
Город заволновался. Чиновник вывез собранное в столицу территории и показал камни знающим людям. Так в 1725 году началась первая в Бразилии алмазная лихорадка. Огромное количество речушек и ручьёв этого района оказались алмазоносными, здесь были так называемые аллювиальные алмазные россыпи.
Старожилы, забыв про картишки, разминали глину со дна реки, крупинки, вынимаемые из этой глины часто оказывались алмазами. Толпы народу повалили сюда со всей округи и издалека. Узнав про алмазоносную глину, хозяева домов рушили свои глинобитные дома и заборы, тщательно перетирая в пыль глину, из которой они состояли — алмазы были везде!
За XVIII век в провинции были найдены сотни тысяч карат алмазов, и добыча продолжалась до самого XX века. Бразилия стала главным источником алмазов в мире, обогнав Индию.
Сейчас считается, что аллювиальные россыпи в этой провинции уже опустошены, добыча алмазов сместилась в другие провинции Бразилии.
Но до сих пор в тех местах жива память о нищих неудачливых старателях, игравших в карты в тени дерева у реки и ставивших на кон алмазы в десятки каратов…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...