Ничего драматического в этой картине нет. Что привлекло художника к обычной для того времени сценке? Вероятно, несколько комичный вид любительниц велосипедных прогулок. Да и обстановка, в которой происходит действие, выглядит несколько необычно.
Обратимся к истории… велосипеда. Он появился в 1817—1818 годах. У него были колеса с жесткими ободами. Тем не менее забава распространилась, стала популярной, техника постепенно совершенствовалась и видоизменялась. Единственное, что достаточно долгое время оставалось неприятным — тряска из-за жестких колес.
Избавлению от этой болезни предшествовали достижения химиков, которые изобрели резину. Сначала обода были обрезинены — стало немного лучше. Потом появились полые шины — стало еще лучше. Но кардинальное изменение пришло в 1888 году, когда некто Данлоп (имя которого сегодня можно прочитать на автомобильных шинах) сделал пневматическую шину, чтобы избавить своего ребенка от головной боли при катании.
После этого велосипед стал популярным. Увлечение затронуло ту прослойку общества, которая могла позволить себе купить недешевую игрушку. Страсть покататься привела к возникновению и велосипедных гонок, и прогулок, и ремонтных мастерских, в том числе и велосипедной станции. Здесь можно было посидеть до и после прогулки, что-нибудь выпить, перекусить.
Картина художника отразила все, кроме гонок. Слева — за столиками сидят велосипедистки в принятой тогда спортивной (если ее можно так назвать) одежде: «зуавские шаровары» и более или менее подходящий для прогулок верх. Рядом с ними — мужчины, о которых не скажешь, что они только что слезли с велосипеда или готовятся на него сесть. Скорее, они — наблюдатели, а может быть, искатели знакомств (их логика — оседлавшая велосипед женщина склонна к авантюрным приключениям).
В центре картины — спортсменка садится на своего коня. Справа — механик меняет колесо, за его спиной видна мастерская. Судя по картине, все велосипеды — женские (по сегодняшней классификации), у них нет стяжки от рулевой колонки до основания сиденья.
Анри Перрюшо (француз, автор многих книг о жизни французских художников) в книге о Тулуз-Лотреке пишет, что жизнь велосипедистов не ограничивалась прогулками в Булонском лесу: в Париже существовали два велодрома, было несколько газет и журналов, занимающихся велоспортом, под грохот оркестров в присутствии знати проводились велосипедные гонки. Кстати, о знати. На велосипеде был замечен генерал Галифе — изобретатель фасона армейских брюк, который катался в армейской форме (наверное, приезжал прямо из штаба).
Женщины, естественно, не были в последних рядах приверженцев веломании. Они, в некотором роде, были двигателем прогресса, понуждая мужчин заниматься спортом. Как пишет Перрюшо, в газетах можно было встретить объявления такого типа: «Дама-велосипедистка, 45 лет, хочет познакомиться с мужчиной, имеющим велосипед». (Это напоминает объявление советских времен: «Крутая телка с клевым прикидом снимет чувака с тачкой для разговоров о погоде». Другие времена, другая лексика, но суть та же.)
Еще один штрих тех времен, но он касается уже соблюдения правил приличия: велосипедисток в «зуавских шароварах» одно время развелось настолько много, что префект Парижа запретил носить такие брюки в черте города.
Сегодня велосипеды наводнили мир: и мода осталась, и спорт живет до сих пор, и велосипедные станции существуют. Разве что велосипедом никого не прельстишь…
Примечание. «Зуавские шаровары» — часть одежды солдат из племени берберов.
Что еще почитать по теме?
Как велосипед завоевывал мир?
Как выбрать велосипед?
Велосипедист, жить хочешь? Часть первая — физика
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...