К. Ю. Старохамская Грандмастер

За что мы любим соцреализм, или Кто руководил Буревестником?

Как всегда, сначала заглянем в словарь.
Социалистический реализм  — художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека.
Правда в смысле социалистического реализма — это не то, что вытекает из собственного опыта художника, а то, что партия считает типичным и достойным описания.
В формулировке Андрея Синявского из его статьи «Что такое социалистический реализм»: «полуклассическое полуискусство не слишком социалистического совсем не реализма».

Но лучше всего ситуацию описывает сказка-анекдот:

Некий злой король был одноглаз и однорук. Захотел он заиметь свой портрет.
Пришел к нему Критический Реализм и написал портрет как есть, с одной рукой и одним глазом. Рассердился тиран, и казнил его. Пришел Романтизм и написал его с двумя глазами и двумя руками. «Это не мой портрет», — опять рассердился тиран и казнил его.
Тогда пришел Социалистический реализм. И нарисовал его в профиль…

Анекдот уловил самую суть явления: соцреализм — это ИСКУССТВО ПОЛУПРАВДЫ. Все фактики и детальки по отдельности — правда. Точнее, могли быть правдой где-нибудь в одном отдельно взятом колхозе (городе, школе, деревне)… Ложь только в компоновке, в подаче фактов — и в том, что король-то стоит В ПРОФИЛЬ. Недостатков старательно не видно.

Вот хоть образец соцреализма — фильм «Кубанские казаки». Когда он снимался, то по свидетельству очевидцев, жители деревень, где проходили съемки, спрашивали у Пырьева: милок, а это ты из какой жизни снимаешь? Опознать в пышном пырьевско-рубенсовском изобилии свою жизнь они не смогли. Но и придраться не к чему — рьяные защитники будут отстаивать каждую мелочь. Неправда, что послевоенная деревня лопалась от изобилия, а колхозники в ней лоснились от сытости и без конца пели и плясали? А вы можете доказать, спросят идеологические энтузиасты, что ни в одной деревне не было хорошего урожая и нигде не плясали? Нет? Ну, где-нибудь, вероятно, плясали. Вот, значит — все правда. Это и есть правда соцреализма. А главное — такая правда, которая нас устраивает, нам нравится и ласкает глаз. Уютно нам жить в такой полуправде, тепло и мяконько.

И добренький Ленин — такая же правда, ну вот любил он поплясать с детьми вокруг елочки, а то что «маловато расстреливаем профессуры» или «расстрелять тысячу человек и свалить на немцев» — это ж неважно. Вот у меня как раз и случилось тут пару картин, которые очень радуют глаз. Все-таки это наша история, а историю надо знать. В том числе и историю искусства.

Усиков
Ленин и дети на елке.

Состав детишек тщательно продуман. Крестьянство (в валенках), разночинец — как ему и положено, в сторонке позади, творческая интеллигенция (клоун), просто женщина-будущая мать (с зайцем) и женщина-эмансипе (стриженая с книжкой). Впереди, конечно, рабочий класс в буденовке (буденовка — идеология). Руки у него по швам, полная боеготовность, в отличие от туповатого крестьянства, нерешительного разночинца и рефлектирующего кривляки-интеллигента.
Стол слева накрыт явно не для детей — нет блюдечек и чашек, стульев тоже маловато. Пирожки отодвинуты в сторонку. Сейчас детишек уведут и вождь откушает чайку под Аппассионатку.

Яр-Кравченко. А. М. Горький читает поэму «Девушка и Смерть» И. В. Сталину, К. Е. Ворошилову и В. М. Молотову. 1949

Вдохновенный буревестник читает поэму… ту самую, что посильнее «Фауста» Гете. Картина очень интересная. Прежде всего, бросается в глаза бдительная фигура секретаря (как его там? Крючков? Крюков? такая какая-то приветливая фамилия, знаковая)… И в общем непонятно, чья ж это рука простерта дланью? На первый взгляд вроде бы как Горького, но если всмотреться — то вроде как и Крючкова? Да нет, для руки Крючкова вроде длинновата — а и в этом есть какой-то потаенный смысл, а?

Или бдительный просто поддерживает Горького за локоток, чтоб помахивал туда, куда надо? Выражение лица у него, кстати, — не такое, как у слушателей. Сталин смотрит одобрительно, доволен. Тот, что за Сталиным (Ворошилов?) — тоже вдохновлен. Молотов сидит, мечтателен. Но секретарь — на работе, это хорошо видно. Он предельно собран.

Теперь свет. Лица освещены теплым, розовым светом. Но абажур-то — зеленый! Ведь нельзя ж было изобразить красный?! За такие намеки можно и тово… И зеленый отсвет на лицах тоже был бы неуместен, вышли бы упыри, кем они и были — опять нехорошо. Вот вам и соцреализм в действии — зеленая лампа бросает розовый отсвет…

Обновлено 20.01.2009
Статья размещена на сайте 8.08.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно И опять же, о картинах статья. помнится, где-то вам была высказана настойчивая рекомендация писать об изобразительном искусстве

    Оценка статьи: 5

  • Боже, как давно это было...

    Вспомнилось, как после рассказа вольнодумного анекдота на вечере отдыха меня вызвали в местное наже КГБ и строгий дядя под портретом Дзержинского в течении двух часов настоятельно убеждал меня, что шутить надо в рамках социалистического реализма. При чем я ему это поообещал.

    +5 за статью.

    Социализм - разный былЮ, бесспорно, но вот певцы тиранических режимов во все века одинаковы

    Оценка статьи: 5

  • :) 5

    А ведь, чёрт возьми, интересно посмотреть на эти картины, приглядываясь к мелочам!!!

    Оценка статьи: 5

  • Как однобоко, до неприличия однобоко. Вы бы почитали историю. Наше самоуничижительное представление об СССР, как о некоем аде, в котором мы жили, не соответствует, например, западному представлению о нас. Там существует недоумение по поводу того, что левые идеи, до сих пор живые на Западе, не нашли применения в постсоветской России. Именно советский период истории - как ни парадоксально - и есть то, что соединяет нас с современной Европой. Если исключить его из нашей истории, останется экзотическая, далекая от Европы и Америки страна с византийскими корнями, иконами и загадочной духовностью. Все это хорошо для привлечения туристов, но Россия не Таиланд, чтобы жить только этим. Соцреализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства Соцреализма. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Великобритании (поэзия чартистского движения, творчество Э. Ч. Джонса), в Германии (поэзия Г. Гервега, Ф. Фрейлиграта, Г. Веерта), во Франции (литература Парижской Коммуны, "Интернационал" Э. Потье).
    В конце 19 - начале 20 вв. интенсивно развивается пролетарская литература в России, Польше, Болгарии и др. странах. Как художественный метод Соцреализм формируется в начале 20 в. в России, прежде всего в творчестве М. Горького, а также в той или иной мере М. М. Коцюбинского, Я. Райниса, А. Акопяна, И. И. Евдошвили и др.
    Вслед за Горьким реалистическое изображение общественной действительности и социалистическое мироощущение становятся существенными чертами творчества писателей ряда стран (А, Барбюс, М. Андерсен-Нексё, Дж. Рид). Образы коммунистов-руководителей воплощены в книгах Ж. Амаду, М. Пуймановой, В. Бределя (ГДР), Г. Караславова (Болгария). Положительные герои Соцреализма - разные по характеру и масштабу деятельности, по темпераменту, душевному складу. Многообразие различных типов героев - неотъемлемая черта Соцреализма. Что такое «социалистический реализм»? То же самое, что и реализм «голливудский» – одно из названий искусства, в котором добро всегда побеждает зло. При этом вопросы «что есть добро» и «что есть зло» остаются за скобками – предполагается, что они уже решены самой жизнью и правильные ответы на них очевидны и общедоступны. В этом состоит главная слабость такого искусства – оно не самостоятельно, его шифры не прочитываются без ключей, спрятанных в современной ему социальной действительности. Однако это единственное искусство, в котором «хорошие» не только не уступают «плохим» в обаянии, но и превосходят их. Соцреализм. Обожаю. Вы – нет? Не повезло. Развивайте душевную тонкость, госпожа аноним. Твердая двойка.

    Оценка статьи: 2

    • Вы из какого нафталина вытащили все это? Из учебника 1952 года? Из ваших лекций того же периода?
      Гервег! Тоже мне авторитет - психопат и истерик, бездарность! Да еще и жил в середине 19 века. Вот у кого я должна набираться знаний о соцреализме ХХ века? Да если бы этот Гервег не увел у Герцена жену, кто бы его вообще помнил?
      Просто восторг какой-то. Зачем вы мне это все тащите? Наслаждайтесь сами, я высказываю свое мнение, а не каких-то замшелых никому не известных писателей полуторавековой давности. Вам не нравится мое мнение? Продолжайте читать курс истории КПСС, скоро он опять понадобится в России...

      Вот до чего я люблю этих душевно тонких советчиков с военной кафедры, ну просто сказка что такое. Двойка, испугали, пошла плакать в ванной... А что, лимит единиц на сегодня уже исчерпан?

      Я тоже вам посоветую, господин как-вас-там: не читайте моих статей ни до обеда, ни после. Читайте подшивки советских газет. И вам будет хорошо, и мне приятно.

      Оценка статьи: 5

  • Неотъемлемая черта с.р. - осознанная партийность (которая расшифровывается как сознательное утверждение художником идей прогресса).
    С.р. представляет собой исторически единое движение искусства в пределах общей для всех его проявлений эпохи социалистического переустройства мира. Вы что-нибудь поняли?

    Оценка статьи: 5

    • Во завернул! Наверняка какой-нибудь большой ученый.

      движение в пределах эпохи. Эпохи чего? переустройства мира. Не какого-нибудь, а социалистического. Общей эпохи для всех его проявлений. Кого его? Искусства или мира? Или переустройства? Короче, кто на ком стоял?

      Оценка статьи: 5

      • Кто за кем... И кого тут не стояло...

        Оценка статьи: 5

        • Почему - то вспомнился Аркадий Аверченко: "Дюжина ножей в спину революции".

          • Хорошее сравнение!

            Оценка статьи: 5

            • у меня дочь соцреализм учила уже здесь, в америке. На фильмах.

              Было ужасно прикольно сравнивать с фильмами той же эпохи только голливуда. Наши полнозадые крестьянки на полях (вид сзади, в наклоне) жнущие серпом и поля, поля... Эдакий символ плодородия! По комментарии профессора о голодоморе на Украине. И через пару минут та же эпоха, только здесь - чернокожие ищут сезонную работу, домишки их и орава тощих детей. Разница только в цвете кожи и подаче. У нас с фанфарами "ах как все замечательно", у них под похоронный марш "какая бывает сегрегация".


              Вот те и реализм социализма.

              • Вот теперь меня что-то на "деревенщиков" вынесло, на оттепельных великих мужиков. Лисичкин, Дорош, Овечкин, Черниченко... Стреляный. Какая публицистика была! Как работали! Помню Юрия Черниченко, как он россельмашевский комбайн на брезент загонял - и из него зерно сыпалось. Как этот комбайн кувалдой ремонтировали. Какая была журналистика!
                А Ефим Дорош! Он ведь - покровитель Дмитрия Лихачева, он его в люди выводил, ну, не в люди - на орбиту, когда Лихачев был у себя в Питере под строгим романовским запретом...
                На Дороше учебники по очерку писали!

                Оценка статьи: 5

  • Начну, как положено, с конца.
    Все ж таки на лбу Буревестника зеленоватый рефлекс я усматриваю...
    Выражение лица И.В.С мне не нравится, что-то глумливое замечаю...
    С рукой - да, художник здесь сплоховал. А вот лицо - ну чисто тенор! (о секретаре)
    На второй - жаль, не видно, какая обувь у творческого клоуна.
    Общий колер тоже какой-то... сиреневый. Будет ли мне позволено поинтересоваться у глубокоуважаемого автора - достоверен ли цвет. Вернее, насколько достоверен. Или уж не стоит интересоваться - ведь по умолчанию цветопередача должна быть нехорошей...
    ...Вау, думала - будет и третья картинка (она же первая). Где баклажаны Кубанских казаков!
    Картинок хочется больше.
    А вообще статья меня ввергла в печаль. Я не смогла вспомнить каноническое,школьное определение соцреализма. До недавнего еще времени что-то шуршало в голове. А сейча с- и обрывков нет.
    Вообще, вот помню: три источника и три составные части марксизма. Помню, что-то про Гегеля была. А что, и кто два других источника?
    Помню про газету, мол - что коллективный агитатор. А заложил ли в определение классик "информатора"?
    Где б еще и повспоминать!

    Оценка статьи: 5

    • Цветопередача, конечно плохая. Потому что шедевры соцреализма приходится брать с сайтов специфических, сами понимаете. Которые делали истинные любители всего социалистического. А там каким-то необъяснимым образом почему-то всегда отвратительное качество. Я даже боюсь предположить - почему...

      Школьное определение я тоже не помню, что-то там народное по форме и социалистическое по содержанию. Можно поискать определения Гуглом и Вики, но стоит ли? Такие вещи или понимаешь "нутром", или нет. Хотя молодежи, безусловно, надо рассказывать.

      А роскошества предвоенной деревни - пожалуйста, вот: Пластов, "Колхозный праздник" 1938. Осененные вождем, все пляшут среди изобилия, как в раю:

      Оценка статьи: 5

      • ... А домишко-то старый... Для села - необычный. На этакие присутственные места какого-нибудь заштатного городка тянет - из тех, что либо при Павле, либо при Екатерине 2й на короткое время (наверное, при Павле) на короткое время уездными центрами стали. Либо торговое село с какой-нибудь животноводческой ярмаркой?
        Да уж, жратвы - именно! - наворочено!
        Только непонятно, по какому случаю праздник? Колхозникам среди лета - а это именно лето - листва-то еще зеленая - особо праздновать недосуг, да и не на что было. НФе жатва - иначе б снопы всякие были, их для декораций тогда любили использовать. Самовар, бутыли с самогонкой, скоре всего...
        О, золотые времена!
        ...А определения искать лень, конечно же. Действительно, зачем. Лучше тоже пойду в ванную и поплачу о соцреализме...

        Оценка статьи: 5

        • листва зеленая, а яблоки уже спелые. да разве об этом надо было думать? Огурцы совсем жухлые. Булки или пирожки лежат в корзине под столом, вы поверите, что крестьяне так обращаются с пирогами? Вообще все как-то навалено как попало, все сидят как неродные, только мужичок справа все наливает и наливает. Как вся эта снедь образовалась? Кто что принес, что ли? Так бы не бросили. Если угощение от сельсовета - тем более был бы учет, сколько порций и т.д. В общем, неестественно все это. Тем более для 38 года.

          Но главное что на тряпках вверху написано "Жить стало лучше, жить стало веселее".

          Оценка статьи: 5

          • А я-то все пыталась прочитать! Ж вижу, Ста - тоже - а соотнести с великой фразой - ума не хватило!

            Оценка статьи: 5

            • Попался мне гениальный стишок: в следующую статью непременно вставлю!

              В месяцы, в которых нету буквы "эР",
              устрицы не ели в бывшем СССР.
              Также их не ели — странные дела! —
              в месяцы, в которых буква "эР" была.
              В октябре не ели, да и в ноябре…
              С флагами ходили, пели о заре.

              СССР распался много лет назад.
              Некторые люди устрицы едят.
              Все равно им: есть ли, нет ли буквы "эР".
              А другие плачут об СССР.

              А другие плачут об СССР —
              одолеть не могут устричный барьер.

              Наталья ХАТКИНА

              Оценка статьи: 5

  • А чем это не комиксы тех лет? Просим продолжения!

    Оценка статьи: 5