Так как же развивалась продажа марок вообще и гашеных марок, в частности?
В самом начале своей истории марки были просто средствами оплаты. Маленькими, некрасивыми… Просто средством оплаты почтовых тарифов.
Но очень скоро предприимчивость взяла верх и марки стали делать красивыми. А люди начали покупать не только марки для оплаты почтовых сборов, но и для коллекционирования.
Письменное упоминание о первом торговце марками относится к 1851 году, в Англии. В одной из газет Бирмингема было напечатано объявление некоего Т. Смита, который взамен нескольких маркированных и уже проштемпелеванных конвертов (прошедших почту, гашеных) готов был отдать несколько почтовых марок, причем негашеных.
Это объявление от
Вначале коллекционирование марок назвали «маркоманией», а кроме этого «тембрологией» или «темброфилией» (от timbre (фр.) — почтовая марка). Наконец общий термин «филателия» появился в статье Ж. Эрпена, напечатанной во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.
Термин «филателия» был признан наиболее удачным, т.к. он составлен из греческих слов phileo — люблю, и atelia — освобождающий от оплаты. Посему под термин филателия подпадают не только марки, но и маркированные конверты или открытки, специальные гашения и прочее.
Количество филателистов во всем мире росло, начали открываться журналы для них, в 1862 году — в Англии, на следующий год — в Германии, а потом и по всему миру. Филателия начала превращаться в бизнес мирового масштаба.
В 1861 году вышли первые каталоги марок в Англии и Франции. И все завертелось… В деле появился серьезный капитал. А капитал идет туда, где есть прибыль. А прибыль есть там, где люди готовы раскошелиться.
Вскоре число филателистов стало исчисляться миллионами, во многих странах появились общества филателистов. Поняв, что появилась возможность заработать, начали усиленный выпуск новых марок и государственные почты многих стран. Например, в СССР выпускали некоторые марки в большем количестве, чем было нужно для почтовых нужд, причем «лишние» марочные листы выпускались сразу гашеными и продавались оптом — для филателистов.
Весьма известны почтовые марки Тувалу. Красивые, недорогие. Выпускают и просто марки, и сцепки марок, и блоки, и гашеные, и негашеные… Ну зачем нескольким островкам в Тихом океане такая куча марок? А коллекционеры рады — и красиво, и недорого. Интересно, а само Тувалу имеет хоть какую-то выгоду от того, что где-то в Европе или Америке печатаются вроде как почтовые марки от их имени?
В общем, в наше время дело более чем раскручено и кормит уйму народу.
Печатание каталогов марок — постоянный и хороший заработок. Производство и продажа альбомов для марок — отличный заработок. Печатание марок разнообразных государств Тувалу или «островов Зеленого Мыса» — великолепный заработок.
А «конверты первого дня»? Конверт с оригинальным рисунком и наклеенной на него маркой, соответствующей рисунку, проштемпелеванной специальным «штемпелем первого дня продажи», сходу становится раритетом — ну сколько тысяч таких конвертов за день наштемпелюют?
А ведь если подумать, это просто кусочек бумаги с рисунком, ценой и штампом сверху: «Оплачено»…
У меня прадед собирал марки. Бабушка рассказывала: "Папа сидел и размещал их в кляссере. И очень любил рассматривать через лупу. Лупа же у него для этих целей была специальная, с длинной ручкой".
Это было давно, в 20-е годы прошлого столетия. Жаль, альбом не сохранился...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В 60-фе у одного знакомого дворового мальчишки был старый (20-ых годов) каталог марок мира + откуда-то большое число марок времен фашистской Германии.
По каталогу выучили названия большинства колоний Великобритании, Голландии, Франции, удивляясь, что для нас, малышей, это уже история, так как названия этих колоний уже были иные.
Спасибо за хорошую статью.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Василий Россихин, в начале 80х я купил каталог марок СССР от 1917 до ...
И папа начал вспоминать, как до войны у него была коллекция из самых новых тогда марок. Он увлекался воздухоплаванием и у него были марки с летчиками, а еще самолеты и дирижабли.
И от ткнул пальцем в страницу - вот эта серия... Эти марки тогда (в 1985) оценивались по нескольку сот и даже тысяч за марку...
А потом была война, блокада, в дом попал не то снаряд не то бомба - и ага... И коллекция и часть их соседей. А они днем по делам были где-то вернулись вечером - а некуда.
Но до марок тогда ему дела не было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю, кто тут трояков налепил, как на мой взгляд, статья очень хорошая. И интересная, и информационно насыщенная. О некоторых фактах, я так впервые узнал, хотя когда-то, было дело, не только ходил в кружок филателистов при нашем Дворце Пионеров, но даже участвовал в нескольких филателистических выставках.
В наше время не было марок острова Тувалу, но их нишу заполняли марки такой африканской страны, как Либерия. Какие были марки... Яркие, красочные. Но и цена приличная. Ходишь вокруг них, облизываешься.
Из марок соцстран (о кап. можно было и не мечтать, такая это была редкость) довольно распространенными были марки Монголии (Монгол Шудан), Польши, Румынии. А вот Венгрию, отчасти ГДР, было достать нелегко. Югославские были очень большой редкостью.
Единственно, я бы не относил коллекционирование почтовых открыток к филателии. Это специальная отрасль коллекционирования - филокартия. Так же, как нумизматика - коллекционирование монет и бонистика - коллекционирование банкнот. Вроде бы и то, и другое - деньги, но коллекционеры, оказывается, разные.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо за хороший отзыв, Константин, от Вас - приятно.
А что до троек - так это "стая товарищей" борется с лично им неприятными участниками форума. Господь с ними.
Марки Либерии для меня были тогда слишком высококлассными, у нас в журнальном киоске, где я марки покупал, больше была Монголия, она же "Монгол Шуудан" - и масса советских. Причем продавали и сцепки и юбилейные сериями... Но мне тогда по карманным деньгам были больше тематические гашенки.
Кстати, кажется, у нас и DDR-ровские марки бывали.
Это уже потом, в Ленинграде, я в общество филателистов вступил и начал получать все последние тиражи...
Только в перестройку, точнее уже на фазе катастройки - стало не до марок, пришлось бросать филателию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Игорь, можно позавидовать. Филателия - не только увлекательно и интересно, но и очень познавательно: что за страна, выпустившая марку? Что (кто) на ней изображен(о)? Что за зверь такой? Чем он интересен, какой у него ареал... Ну, и т. д. До бесконечности.
Я с марками завязал где-то к завершению 7-го. Стало трудно совмещать филателию и спорт. Пришлось сделать выбор в пользу последнего. Просто потому, что там было большинство друзей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья зело информативная для лохов. Даже узнал грЭчЭское происхождение флтлии.
Как не вспомнить по случаю Винокура? "Тёщенька! Да не сифилитик я, а филателист !"
... У кого что, а у меня нечаянно образовалась коллекция великов в составе 7-ми(!) на ходу и трёх в долгоиграющем ремонте. Каждый следующий, поставленный на колёса, кажется лучше предыдущего и используется довольно долго. Есть "грузовики", со спец-прицепом, чисто прогулочные. Как я могу оставить брошенный на газоне велик с признаками ненужности,если на нём написано Экстра и Супер? Зато какое разнообразие в посадке, эргономичности, лёгкости хода, Сорри за офтоп.
0 Ответить
У моего дядьки на даче было до 10 великов, причем 5-6 было одновременно на ходу, вообще в гараже была куча рам, запчастей и пр. к великам.
Вот кабы великов у Вас было десятка полтора, да все разных годов выпуска, да разных фирм, да антикварные...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, спасибо за милостливый ответ. Я опасался... У нас "квартира, машина,дача" в одном флаконе, поэтому есть две своих сарайки и одну я арендую у соседа. Зачем вам полтора десятка? У меня все "иномарки". Особенно интересна модель SCHWINN QUALITY , у которой обгонная муфта в педальной звёздочке с двумя бортиками по сторонам цепи. К сожалению, AUTOBIKE в стадии "тюнинга" автомата переключения передач.
1 Ответить