«We Didn’t Start the Fire» (1989)
По воспоминаниям автора на идею его вдохновил разговор с сыном Джона Леннона — Шоном. Однажды 21-летний Шон пожаловался 40-летнему Билли, что молодому человеку сегодня жить тяжело и страшно. На что Джоэл ответил, что и времена его юности были далеко не сахар — Вьетнам, наркотики, расовые столкновения. «Но ведь детство, детство-то, у вас было спокойное! — не унимался Шон. — Тихие 50-е годы…». «Ничего себе тихие! — удивился Билли. — Ты что, никогда не слышал о Корейской войне или Суэцком кризисе?»
Поняв, что молодёжь «матчасть» знает из рук вон плохо, Джоэл задумался — а что, если попробовать в одной песне перечислить события и персонажей, которые сопровождали его 40-летнюю жизнь? И стал сочинять текст, взяв за отправную точку 1949-й — год своего рождения.
Билли Джоэл:
«Итак, президент — Гари Трумэн, певица — Дорис Дэй, певец — Джонни Рэй, в Китае к власти пришли коммунисты. Потом я перешёл к 1950-му году…».
Не обошёл Джоэл стороной и советских деятелей, упомянув Сталина, Маленкова, Хрущёва и Прокофьева с Пастернаком. Но почему-то забыл Брежнева и, что особенно странно, Горбачёва. Гагарин тоже не нашёл места в тексте, хотя первый искусственный спутник всё-таки называется… Впрочем, нельзя объять необъятное — недаром последний куплет завершается вполне понятным авторским возгласом: «Я этого больше не выдержу!»
Разумеется, такая песня просто не могла быть медленной. Поэтому куплеты превратились в речитативы-перечисления, которые разделял припев-рефрен:
Не мы раздули пожар.
Он всегда пылал,
Пока крутилась Земля.
Не мы раздули пожар.
Нет, не мы его запалили,
Но мы пытались его погасить.
Насчёт того, как Америка гасила пожары, можно поспорить, но песня, несомненно, вышла крайне оригинальной и познавательной. Кому интересны детали, могут посмотреть мою подробную расшифровку текста в 1-м комментарии к этой статье.
Сложность замысла заставила Джоэла придумать слова песни раньше мелодии (обычно он творил в обратном порядке). Текстом автор остался доволен, а вот к музыке всегда относился скептически, называя её «худшей мелодией из всех, им придуманных».
Билли Джоэл:
«Это ужасно с точки зрения музыки — словно комар гудит у вашей головы».
Некоторые критики также раскритиковали песню. Кое-кто написал, что она напоминает курсовую работу, написанную в ночь перед сдачей.
Тем не менее сингл «We Didn’t Start the Fire» стал одним из самых успешных в карьере музыканта и занял 3-ю строчу американского хит-парада.
Успеху поспособствовал и замечательный клип. Смена исторических вех здесь изображалась на примере американской семьи из среднего класса. За время песни меняется не только возраст героев, но и их причёски, одежда, дизайн кухни и разные предметы быта. Вот девочка примеряет платье в стиле «New Look», вот мама глотает антидепрессанты, вот парень-хиппи сжигает повестку, призывающую его на Вьетнамскую войну. Также во время припева мы видим певца в чёрных очках на фоне языков пламени и кадров исторической хроники.
Спустя время Джоэла спросят, не хочет ли он написать похожую песню о событиях после 1989 года? Но музыкант лишь отмахнётся — мол, и одной вполне достаточно.
Зато песню спародировали в финале сезона «Симпсонов», кратко перечислив в ней всех прошлых героев мультсериала.
«River of Dreams» (1993)
В 1993 году никто не подозревал, что Билли Джоэл выпускает последний альбом со своими песнями. Впрочем, это был красивый финал.
И сам альбом «River of Dreams», и его заглавная песня имели успех в хит-парадах (заняв, соответственно, 1-е и 3-е место). Интересно, что картина на обложке альбома принадлежит кисти жены Джоэла — Кристи Бринкли. Правда, буквально через год «звёздная» пара всё-таки разведётся.
Название — «Река снов» — не просто красивая метафора. Джоэл признавался, что многие мелодии к нему приходят именно во сне. Правда, обычно они быстро забываются, но эта оказалась слишком прилипчивой.
Текст песни слишком метафоричен и туманен, чтобы его можно было объяснить в двух словах. Джоэл поёт о поиске чего-то неопределённого, но чего ему очень недостаёт («Я ищу что-то, что украли из моей души, что-то, что я бы никогда не потерял…»). Недаром он использует так много религиозных образов, хотя и заявляет:
Я не уверен, что есть жизнь после смерти,
Видит Бог, я никогда не был верующим,
Крещеный огнем, я пробираюсь через реку,
Текущую через обетованный мир
(перевод — Lunar_spb)
Песня «River of Dreams» могла бы получить «Грэмми», но тут её обскакала нетленная «I Will Always Love You» Уитни Хьюстон. Зато на церемонии вручения Джоэл успел сказать своё «фэ» телевизионной политике.
Во время исполнения своего хита певец неожиданно перестал играть и, выдержав паузу, сказал: «А ценное рекламное время пусть идёт к такой-то матери». Это был протест против того, как телевизионщики бесцеремонно прервали речь Фрэнка Синатры (победителя номинации «Легенда»), переключившись на рекламу.
После 1993 года Билли Джоэл перестал писать песни. Но с музыкой не расстался.
Билли Джоэл:
«Я начинал с классической музыки — это было задолго до того, как я написал свою первую песню в стиле поп. И вот теперь я вновь возвращаюсь к классической музыке. Она даёт мне то, чего мне уже не может дать рок-н-ролл. Я всегда буду любить рок-н-ролл, особенно рок-н-ролл моей юности, но я уже повзрослел, и он больше не действует на меня так, как прежде. В отличие от Бетховена…».
Что еще почитать по теме?
Как ковбойская песня «I Will Always Love You» превратилась в негритянский соул-хит? Памяти Уитни Хьюстон
Фрэнк Синатра: великий оптимизатор собственной жизни?
Кто такая «Люси в небе с алмазами»? Ко дню рождения Джона Леннона
Расшифровка песни Билли Джоєла «We Didn’t Start the Fire»
читать дальше →
2 Ответить