В 1971 году ему надоело работать в жанре трёхминутных поп-песенок и он решил полностью реализовать свои амбиции, обратившись к таким благодатным жанрам, как прогрессив- и хард-рок. Под это дело был создан новый проект — MANFRED MANN’S EARTH BAND («Земной оркестр Манфреда Мэнна»), игравший пространные, полистилистические и сложно аранжированные композиции.
Манфред Мэнн:
«Первый раз за многие годы я выхожу на сцену с поднятой головой и покидаю её без смущения».
К успеху новая группа шла медленно, но уверенно. Некоторые приёмы раскрутки альбомов были весьма оригинальны. Например, в конверт пластинки вкладывался купон, дающий право на приобретение одного квадратного фута земли в Уэлльсе.
Однако главной причиной взлёта EARTH BAND стала, конечно, не торговля валлийской землёй, а роскошные аранжировки. Например, первый заметный хит группы — «Joybringer» (№ 9 в Британии) — представлял рок-версию симфонической сюиты Густава Хольста «Планеты».
А вот что Мэнн выжали из композиции того же Дилана — «Father Of Day»:
Главными же своими хитами в эпоху 1970-х Мэнн был обязан другому рок-исполнителю — Брюсу Спрингстину. Хотя это ещё вопрос — кто кому обязан?
История этих хитов началась ещё в 1973 году, когда Спрингстин работал над своим дебютным альбомом. Прослушав записанный материал, менеджеры лейбла «Columbia» заявили певцу, что не видят здесь ни одной коммерческой вещи, которую можно бы было издать синглом. В ответ на это Брюс сел да на скорую руку написал две песни с рифмующимися названиями — «Spirit in the Night» и «Blinded by the Light».
Впрочем, тогда это не помогло. Оба сингла вообще не попали в хит-парад и были быстро забыты. Тут-то их и подобрал зоркий Манфред Мэнн — стряхнул пыль, огранил по-своему, и… они заблистали.
Первую песню MANFRED MANN’S EARTH BAND включили в альбом 1975 года «Nightingales and Bombers». Я всегда считал его название — «Соловьи и бомбардировщики» — одним из самых эффектных в истории рок-музыки. В голову Мэнна оно пришло не с бухты-барахты, а после того, как он нашёл в архивах BBC запись времён Второй мировой войны, где пение соловьёв звучало на фоне шума британских самолётов, летевших бомбить немецкий Мангейм. Впоследствии он включит эту запись в финальную композицию альбома — «As Above So Below» («Как вверху, так и внизу»).
Открывала же альбом та самая «Spirit in the Night» авторства Спрингстина. Точнее — «Spirits in the Night». Мэнн прибавил к названию песни множественное «s» (стало не «Дух в ночи», а «Духи в ночи»). Этим вмешательство не ограничилось. Аранжировка преобразила оригинал до неузнаваемости — упор был сделан на клавишные, и песня приобрела сумрачное, даже мистическое, звучание.
При этом в тексте Спрингстина ничего мистического не было. Речь в нём шла лишь о группе подростков, которые отправляются на природу, чтобы вкусить дух свободы — устроить тусу, принять алкоголь с наркотиками и всячески сексуально раскрепоститься. Говорят, что идею Спрингстин почерпнул из новеллы некоего
Когда в том же 1975 году EARTH BAND издали «Spirit in the Night» на сингле, большого резонанса он не вызвал. Всё изменилось, когда вышел очередной альбом группы — «The Roaring Silence» (1977). Он содержал кавер на вторую песню Спрингстина — «Blinded by the Light».
Если меня этот кавер оставил равнодушным, то Мэнн посчитал его годным для сингла и не ошибся. Песня снискала неожиданно громкий успех, став в Британии № 6, а в Америке и вовсе № 1 (высшее достижение EARTH BAND в чартах).
Удивился и Спрингстин. Певец признавался, что с «Blinded by the Light» он особо не заморачивался, а при написании слов и вовсе пользовался словарём рифм. Текст действительно представлял мешанину не связанных между собой событий, которые объединял лишь рефрен — «Ослеплённый светом».
Мэнн, в свою очередь, немного изменил текст, поколдовал над аранжировкой и тем самым дал песне вторую жизнь.
Успех «Blinded by the Light» позволил группе переиздать и «Spirits in the Night» — на этот раз с новым вокалом (вокалиста EARTH BAND — Мика Роджерса — как раз сменил Крис Томпсон). И вот эта версия 1977 года уже попала в американский ТОП-40.
Ну, и в завершение — ещё парочка моих любимых песен из «Соловьёв и бомбардировщиков».
Что еще почитать по теме?
Эй, Джо, видишь ли ты пурпурный туман со сторожевой башни? Ко дню рождения Джими Хендрикса
Четвёртая «столица» тяжёлого рока, или Как финны рокерами стали?
Кого называют «золотым голосом» рок-музыки?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...