Уже давно нет в киосках «Метро-пресс» ни «Досуга», ни «Афиши». Кому они нужны в век сплошной интернетизации всей страны? Вышел с подручного электронного средства в Сеть и в две минуты уточнил: где, какие фильмы, когда и в каких кинотеатрах. И даже как к ним проехать, тебе совершенно безвозмездно покажут на Яндекс-картах.
Вот только у меня такого электронного средства нет. Старая добрая «Нокия» — исключительно для того, чтобы звонить. А интернет-кафе в самом начале Малой Морской мне по пути, только если судебное заседание, на которое я бываю командирован, — на Якубовича, в Арбитражном суде Северо-Западного округа. Поэтому через кафе получать интересующую информацию — не самый оптимальный вариант.
Вот я и решил ударить по музеям. Но как-то не очень удачно у меня с ними… Прошлой осенью хотел попасть в музей Николая Гумилева. Уж очень мне пришлась по душе фраза Бенедикта Лифшица о том, что в Первую мировую только он и Коля Гумилев честно исполнили свой долг перед Родиной, а не отсиживались, как некоторые, по санитарным поездам, чертежным бюро или нарядчиками-учетчиками в инженерных батальонах.
И перед очередным судом я присмотрел для посещения музей Гумилева на Коломенской, 1/15. Тем более что места-то… Очень даже. Неподалеку от хорошо знакомого мне музея
И только когда я пришел в этот музей, стал знакомиться с его экспозицией… Вот тогда-то и выяснилось, что он-то — не Николая Гумилева! А его сына — Льва. Нет, так-то — интересно. И о потерянном времени совершенно не жалею. Просто немного огорчительно, когда настраиваешься на одно, а получаешь несколько иное.
Но это всё прошлой осенью было. А нынче я решил в процессе прогулки по городу заглянуть на Малую Конюшенную. Если от метро «Невский проспект» до улицы Якубовича, то мимо неё — ну, никак. А там — довольно интересный литературный музей. Бывшая квартира Михаила Зощенко. Малая Конюшенная, 4/2, помещение 119. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:30.
Я, соответственно, сверяясь с часами — не прийти бы слишком рано — туда. Пока памятник Николаю Васильевичу Гоголю рассмотрел, пока обошел вокруг да около церкви Святой Екатерины, ото всей души порадовавшись за то, что пока только её мы шведам отдали, Кемску волость до поры-времени оставив себе…
Смотрю, уже и музей должен открыться. Ну, я туда. Благо, от церкви — только улицу перейти, да под арку.
И хотя на вывеске музея полученная мною в Сети информация подтвердилась — «ежедневно, кроме понедельника, с 10:30», но впускать туда никто меня почему-то не спешил. В конце концов, дворник сжалился надо мной, с помощью своей «клипсы» запустил в подъезд и я потопал на третий этаж, к «помещению № 119», чтобы по итогу очутиться перед наглухо закрытыми дверями.
Уж я и стучал, и звонил… Глухо. От нечего делать стал изучать документы на доске объявлений. И вот там, на бумажке серой, грязной, рваной, мятой обнаружил приказ директора. О том, что установить режим работы музея с 10:30 ежедневно, кроме понедельника. А в среду — с 12:00! Говорить о том, что на календаре как раз-таки была среда, думаю, излишне…
Но если кто-то решит, что я зря потратил время… Он неправильно это решит. Я ещё когда под арку поднырнул, чтобы к подъезду пробраться, обратил внимание, что на стене арки — три огроменных стенда. Три! И на каждом из них целая кученция фото. А уж понаписано-то, понаписано…
Я как вышел из подъезда, не солоно хлебавши, так всё это очень даже внимательно прочитал. И много чего узнал про этот дом на Малой Конюшенной.
Во-первых, оказывается, у него очень интересная планировка: три корпуса в плане образуют букву «П». Поэтому у одного и того же дома — целых три адреса: Малая Конюшенная улица, дом 4; набережная канала Грибоедова, 9; Чебоксарский переулок, 2. И по любому из них вы придете к одному и тому же зданию, которое в петербургской городской мифологии имело самые разные названия: «Писательский недоскреб», «Писательская недостройка», «Многострадальный дом», «Серапионово карэ». Но по названиям — чуть ниже, а сейчас… Во-вторых.
Во-вторых, этот дом, поначалу двухэтажный, был построен в самом начале XIX века для Придворной конюшенной конторы. На тот момент времени при Императорском дворе содержалось почти полторы тысячи лошадей, и обслуживающих их конюхов, как и служащих Шталмейстерской конторы, желательно было поселить где-то рядом с Зимним дворцом. К середине века здание стало уже трехэтажным, а с 1882 года в доме разместили семьи созданного по указу Александра III Придворного музыкантского хора, сформированного из музыкантов упраздненных хоров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков. С 1897 года коллектив стал называться Придворным оркестром, а здание, соответственно, Домом Придворного оркестра.
Руководил оркестром барон Константин Карлович Штакельберг, занимавший квартиру на втором этаже корпуса по Чебоксарскому переулку. По инициативе барона в 1900 году в репетиционной зале оркестра (на первом этаже дома) открылся музей музыкальных инструментов, на тот момент времени считавшийся крупнейшим в Европе по числу редких экспонатов. В 1917 году 875 предметов его уникальной коллекции (среди которых — принадлежавшая Александру I скрипка Страдивари, коллекция богато украшенных персидских инструментов императрицы Марии Федоровны) стали достоянием Государственного музукального, а позднее — Инструментального музея.
А вот в-третьих, наверное, можно и о названиях.
В 1934 г. дом «подрос» ещё на два этажа. И здесь тоже довольно занятная история. Ещё барон Штакельберг для решения квартирных вопросов музыкантов Придворного оркестра в конце XIX века представил на утверждение Николаю II проект по надстройке к зданию ещё одного этажа. Но императору его смета — 450 тыс. руб. — показалась чрезмерной. И он её не утвердил.
К идее надстройки вернулись в начале 30-х годов следующего века. Но поскольку в дополнительные квартиры планировалось заселить молодых советских писателей, а их было куда больше музыкантов придворного оркестра, то решено было надстраивать не один, а два этажа. Однако, поскольку здания в исторической части города не должны были быть выше карниза Зимнего дворца, пришлось сэкономить на высоте этажей, потолки каждого из которых по итогу получились около трех метров, что по тем временам считалось ужасающе мало.
Отсюда и названия — «Писательская надстройка», «Писательский недоскреб». Ну, а поскольку одним из писателей, получивших в доме новую квартиру (кв. № 98, рядом с квартирой Вениамина Каверина — № 100), стал Михаил Слонимский, которого Максим Горький называл хранителем души и интересов «Серапионовых братьев», то, вспомнив оригинальную планировку здания, можно понять, почему его ещё называли «Серапионовым каре»…
В общем, о доме можно ещё много, но… Я же сегодня не об этом! А о том, что делать, если у вас вдруг появилась пара свободных часов в Питере.
Да подойдите к любому из домов в центре города! Отфотографируйте его (фас, профиль), все мемориальные таблички, что на него налеплены. Списки жильцов. Надписи на стенах и в подъездах. Перекурите с дворником, поговорите с ним «за жизнь» и так, о разном.
А потом, как приедете домой, залезьте в Интернет. Уверен — ваш рассказ об этом доме будет не меньше моего о здании по Малой Конюшенной улице, д. 4.
Что еще почитать по теме?
Снова в Питер? Нет, в новый Питер каждый раз
Из цикла «Куда пойти в Питере?» В Русский музей!
Санкт-Петербург. Что можно увидеть в городе за день? Часть 1
Константин, как всегда очень весело и познавательно, с Петербургом очень полезно знакомиться пешком, тогда много интересного можно узнать и увидеть. И присоединяюсь к совету Игоря Вадимова - посетить Главный штаб - новый выставочный комплекс Эрмитажа, только в это воскресенье там была - но пойду еще не раз, так как все посмотреть за одно посещение - сил недостаточно. Красота, просторно, нет толпящихся интуристов( в основном китайцев), коллекции потрясающие! Оценка статьи - 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо, Гера. И за теплый отзыв, и за добрый совет.
0 Ответить
С юморком написано. Вы молодец, Константин, не теряетесь ни в каком случае!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Магдалина. Вообще-то, это называется - "полная невезуха", но... Когда тебя приперли к стенке, деваться все равно некуда. Получается, надо что-то делать.
Мне как-то не очень везет с питерскими музеями. Как-то, в тот раз уже после суда, оставалось время, ну, я погуглил и увидел, что недалеко от Московского вокзала расположен музей квартира Гумилева. Я практически не знаю этого поэта, но буквально совсем недавно до того случая, прочитал высказывание Бенедикта Лившица о том, что, мол, только два российских поэта - я, и Коля Гумилев, честно отдали свой долг Родине, остальные отсиделись в тылу, либо санитарами (С. Есенин), либо чертежниками (В. Маяковский), либо нарядчиками (А. Блок). Прочитал и проникся невольным уважением к этому Гумилеву. И решил сходить в его музей, чуть побольше узнать об этом поэте. Прихожу... А там... Музей-квартира Л. Гумилева. Льва! Сына Николая Гумилева и Анны Ахматовой (а я между прочим, ещё выбирал - сходить в этот музей или на Фонтанку (тоже не очень далеко) к Ахматовой - а получилось, попал в гости сразу и к отцу, и к матери Л. Н.). Вот и судите - то ли полный облом у меня вышел - попал совсем не туда, куда хотел, то ли редкостная удача - узнать что-то новое о новом для тебя, интересном человеке. Хороший музей, интересный. Кстати, на его содержание выделяются деньги из бюджета Республики Татарстан. В память о том, что Лев был известным советским тюркинистом.
Одна из комнат музея посвящена и Николаю Гумилеву. Тому периоду его жизни, когда он был членом подпольной организации. История этой организации, её руководителей, программа, деятельность до начала арестов и планы, место Гумилева в ней, где их расстреливали, как потом, уже в наше время, нашли это место. Запомнился один момент. Николая привлекли в организацию в надежде на то, что он, как поэт, сможет писать пламенные воззвания к населению. Но он не смог. Как говорил Герцен - "страшно далеки они от народа". Но, когда его арестовали, он не выдал ни одного человека из своей микро-группы. Ни одного. Хотя его били и били очень сильно. Это видно по фотографии из следственного дела. Про поэта ничего сказать не могу(об этом и без меня много сказали), а вот человек, по всей видимости, он был сильный и хороший, верный товарищ.
1 Ответить
Спасибо, Константин, Ваш ответ содержит много полезной и интересной информации. Возьму на заметку!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Берите, Магдалина. Буду только рад, если что-то Вам пригодится.
0 Ответить
За пару часов в Питере только дворцовую площадь если посмотреть, ну или очередь за билетом в Эрмитаже отстоять))) сходите в музей Петровская акватория, сможете охватить весь город в миниатюре, да еще и таким, какой он был во время правления Петра. Место интересное, не пожалеете.
0 Ответить
Ольга Горелова, совершенно с вами согласна - музей истории строительства Санкт-Петербурга "Петровская акватория"- замечательный, и в самом центре города, рядом с метро Адмиралтейская, я про этот музей когда- то писала статью, можно найти в ШЖ
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за хороший совет.
Отдариваясь, решусь порекомендовать сходить в Эрмитаж.
Но не в "главный", там сейчас полно народу. Боролись с очередями настолько успешно, что пустили всех и в залах народу почти как на "Гостинке" в час пик... Или даже хуже.
Но напротив главного Эрмитажа, через площадь, пару лет назад вошел в строй "филиал".
Там, кажется, на 4 этаже - выставка французов XIX-XX веков. В основном - импрессионисты, которые раньше в Эрмитаже были на 3м этаже.
Не просто советую - усиленно рекомендую.
То что выставлено в новом филиале, бывшем Главном Штабе, в азы больше того, что было выставлено в Эрмитаже.
Гоген. Сезан, Мане, Моне...
Одного Ренуара (его было всего пара картин) - на две комнаты!
Просто чудо! А, поскольку народ к искусству пока что глуховат-с, то и очередей туда я пока не видел.
Приезжайте-приходите. Не пожалеете!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
У меня сложилось такое впечатление, что Эрмитаж заточен исключительно под иностранцев. Поэтому "глухость народа" навряд ли позволит без проблем попасть в этот музей. Не настаиваю, мне вообще, как-то не очень везет с питерскими музеями (за исключением практически родного музея Арктики и Антарктики и расположенной неподалеку от него квартирой-музеем Ф. М. Достоевского), но по моему личному опыту: подходишь к Эрмитажу, вроде и очередь небольшая, но тут, бац... Подкатывает огромный экскурсионный автобус, оттуда вываливает толпа китайцев, из дверей музея выскакивает радостный его служитель и раскинув широко руки - "Добро пожаловать!", чуть повернув голову в сторону остальной толпы, стоящей в очереди: "Организованная группа. По предварительной записи". И заводит всю эту "организованную группу" в музей. Только очередь успокаивается и 2-3-х человек, стоящих в её "голове", обилечивают, подъезжает следующий автобус. И всё повторяется. Мы, граждане этой страны, стремящиеся приобщиться к прекрасному, стоим и ждем, а иностранцы - вне всякой очереди. Лично мне не хочется спускать за просто так, такое неуважение к рядовым россиянам и лично ко мне. Один раз был в Эрмитаже, больше не хочу.
Поэтому, со своей стороны, могу посоветовать Русский музей. И история у него очень интересная, и экспозиция замечательная, и от метро - ближе, чем Эрмитаж. И к своим посетителям музей относится ровно. Вне зависимости от того - россияне ли они, или иностранцы.
0 Ответить
Константин Кучер, есть Эрмитаж и Эрмитаж.
Говоря про главное здание - Вы правы.
А напротив через площадь, в бывшем Генштабе - огромные экспозиции импрессионистов - и совсем мало народу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Извини, Игорь Вадимов, не знал такого нюанса. Ну, не местный мы народец, что с нас взять?..
0 Ответить