Американская Александрия находится в штате Вирджиния, совсем недалеко от Вашингтона. Можно на метро доехать. В связи с этим большая часть жителей Александрии — сотрудники государственных служб, работающие в столице.
Город начался в 1695 году с одноименной британской колонии. Так новую колонию назвали в честь королевы Елизаветы I (1533 — 1603), которая никогда не выходила замуж. По-латински «virginis» — «девственница».
Колония Вирджиния была небольшим поселком на берегу океана. Славилась она в первую очередь табаком, который отсюда экспортировали в Европу. Вирджинский табак известен до сих пор как один из лучших.
Через некоторое время поселок разросся. Бухта же, на берегу которой стоял поселок, была небольшая и принимать много кораблей не могла.
Между тем выше по течению полноводной реки Потомак можно было отыскать новое место, более подходящее для расширяющейся колонии. Для изыскания такого места была организована экспедиция, в которую, кстати, входил юный Джордж Вашингтон. Никто еще не думал, что ему будет суждено стать первым президентом будущего независимого государства — Соединенных Штатов Америки. Именно Д. Вашингтон зарисовал береговую линию реки Потомак, и эта карта послужила основанием для выбора нового места для нового города.
Выбранное место оказалось в пределах поместья двух капитанов, двух кузенов, Филиппа и Джона Александеров. Так что город, строительство которого начали в 1749 году, назвали Александрией.
Город строили по всем правилам хорошего строительства XVIII века, и он получился красивый, с регулярной планировкой, мощенными улицами и крепкими, богатыми домами. Но сейчас для США, страны с недлинной историей, он является таким же ценным историческим памятником, как Александрия Египетская для истории европейской. Тем более что прославился он и во время Войны за Независимость, и во время Гражданской войны.
На другом континенте, в Европе, и в другой стране, в Украине, есть город с тем же именем — Александрия (Олександрiя). По иронии истории город этот и возник почти в то же время, что его американский тезка, и с правительницей по имени Елизавета, с русской царицей, он косвенно связан.
Южные степи, Таврия, назывались еще «Диким полем». Места были благодатные, но выжить здесь одному было совершенно невозможно. Все знали: при первом же набеге и жилье, и все хозяйство будут разграблены. Хозяева же могли только мечтать о том, чтобы при этом в лучшем случае остаться в живых. И совершенно неважно было, кто совершал набег: ногайцы, крымчаки, поляки или казаки. Грабили все, убить могли все.
В 1746 году здесь поставили укрепленный пункт Усовка с казацким поселением при нем. Защита, конечно, была слабенькая, но все же…
В 1754 году неподалеку построили крепость Святой Елисаветы. Имя крепости дали в честь небесной покровительницы царствовавшей тогда императрицы Елизаветы Петровны. По такому случаю в Усовке разместили военный гарнизон. Во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов крепость и укрепленный пункт свою задачу выполнили. Они задержали и отбросили войска крымчаков и турков.
По окончании русско-турецкой войны и покорения Крыма крепость Святой Елисаветы превратилась в город Елисаветград, а укрепленный пункт стал уездным городом. Название Александрийск, превратившееся через некоторое время в Александрию, город получил по имени внука правившей тогда императрицы Екатерины II, который впоследствии стал императором Александром I. Другой город в новоприобретенных степях назвали Павлоградом в честь наследника престола Павла I.
Можно сказать, что украинская Александрия все же косвенно с личностью Александра Македонского связана. После завоевания Крыма Екатерина II внимательно присматривалась к Османской империи, обдумывая возможности ее сокрушения. Деталями этого геополитического проекта, названного историками «греческим проектом», она поделилась в личном письме к австрийскому императору Иосифу II.
Проект предусматривал восстановление на развалинах Османской империи христианской Византийской империи. Императрица втайне лелеяла надежду увидеть византийским императором своего второго внука, Константина. Посему и наименовали его необычным для династии именем, в честь византийского императора Константина Великого.
Замыслы были настолько серьезны, что младенца выкормила кормилица-гречанка, а самого Константина обучили греческому языку. Первого же внука любящая бабушка в рамках того же «греческого проекта» назвала в честь победоносного и славного воина Александра Великого.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...