Борис Рохленко Грандмастер

Флаконы для духов. Хранить или выбрасывать?

Попробуйте сегодня найти некогда популярные флаконы из наборов «Кремль», «Огни Москвы», «Красная Москва», пробные флакончики, которые казались неисчислимыми? Эти запахи были знакомы многим, они не были чем-то недосягаемым. А о стойкости ароматов можно сказать одно: флаконы хранят запах до сих пор, спустя десятки лет.

Духи и одеколон «Красная Москва» (Новая заря) 2016 года выпуска Фото: ru.wikipedia.org

Парфюмерные флаконы были известны и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Старинные бутылочки для духов с их изящными изгибами и переливающимися на свету гранями — это своеобразное напоминание об элегантных и роскошных временах, свидетельство того, что в прошлом туалетная комната или туалетный столик дамы была местом, где возвращали красоту.

До какого-то времени ароматные жидкости и флаконы для них существовали порознь: парфюмеры изготавливали духи и туалетные воды, а ювелиры, гончары, стеклодувы — флаконы. Соединение происходило в руках обладателя и того, и другого. Но если у человека не было денег ни на то, ни на другое, он мог получить порцию духов из автомата: бросил монетку — и тебя окутает облачко с приятным запахом (по выбору).

Начиная с XIX века бутылки изготавливались по заказам производителей духов и стали как бы неотделимой частью аромата.

Парфюмерный набор
Парфюмерный набор
Фото: Источник

Обычно парфюмерные флаконы имеют круглое основание и пробку, чаще всего сделанную из того же материала. Флакон наполняется ароматической жидкостью, затем опрокидывается, чтобы смочить пробку, пробка вынимается и ею касаются кожи, чтобы передать ей аромат. Позднее для ароматических жидкостей (одеколон, туалетная вода) стали использовать распылители.

Флаконы изготавливались из керамики, стекла, металлов. С течением времени менялись материалы, отделка, стили. Как пишут искусствоведы, викторианские флаконы (1837−1901 годы) изготавливались из стекла, их отличали серебряные колпачки. Эдвардианские флаконы (1901−1910 годы) чаще делались из металла — золота или серебра — и украшались орнаментом.

У флаконов стиля «Камея» — матовая поверхность, цветная фарфоровая композиция и белые рельефные детали: силуэты людей, цветы, летающие херувимы.

Флакон в стиле Камея
Флакон в стиле Камея
Фото: Источник

Флаконы стиля «Ар Нуво» напоминают лампы Тиффани, популярные в конце XIX и в начале XX веков: цветы и животные, элегантные формы и плавные скругления. Известно, что Тиффани выпустил серию флаконов, особенностью которых было скрученное основание, серебряные колпачки, закрывающие хрустальные пробки.

Флаконы в стиле «Ар Деко» были не настолько вычурны, точнее, их форма приближается к правильной геометричекой.

Флаконы для духов. Хранить или выбрасывать?
Фото: Depositphotos

Сосуды для ароматов изготавливались не только для туалетных столиков и комнат. В начале XX века были очень популярны туалетные бутылочки-подвески, которые выпускали известные парфюмеры, например, Шанель. Ее предприятие изготавливало такие сосуды с ювелирными украшениями, естественно, с фирменными духами.

Одним из выдающихся разработчиков и изготовителей парфюмерных флаконов был французский ювелир и стеклодув Рене Лалик (1865−1940). Он был автором хрустальных флаконов для духов известных фирм Коти, Нина Ричи. В 1992 году фирма Лалик начала производство собственных духов.

Рене Лалик, 1906
Рене Лалик, 1906
Фото: Wikipedia.org

Когда-то флаконы изготавливались по индивидуальным заказам в малых количествах, но технический прогресс сделал возможным получать такую посуду от фабрикантов стекла. В Англии такими поставщиками были «Томас Вебб и сыновья» и «Стевенс и Вильямс Гласс Компани», которые изготавливали и небольшие флаконы, и миниатюрные, которые можно было положить в театральную дамскую сумочку.

Пульверизаторы — приятное дополнение к флакону. Они напоминают о забавах в туалетном уголке мамы или бабушки в те времена, когда пульверизаторы были очень популярны — с середины XIX столетия и до 60-х годов XX-го. Пульверизаторы были разной формы, цвета, материалов. И хотя груши (которые накачивают воздух для распыления духов) с возрастом теряют эластичность, пульверизаторы до сих пор представляют интерес. (В Интернете можно найти подходящую замену, и пусть это не будет точно с исторической точки зрения, вы сможете окутать себя облачком аромата.)

История флакона для духов показывает, насколько изобретательны были стеклодувы, художники, ювелиры в изготовлении такой маленькой вещицы, которая совмещала сугубо прозаическую функцию — вместить в себя ароматическую субстанцию, и функцию украшения интерьера (если флакон ставили на туалетный столик) или дамы (если она вешала флакончик на шею как подвеску).

Флаконы для духов. Хранить или выбрасывать?
Фото: pixabay.com

Сохранять ли флаконы? Если есть интерес к этому и место — почему бы и нет? Как и любой предмет коллекционирования, они — память не только о хороших событиях в жизни, но и о людях, которые их дарили. И если вы сохранили их, у вас есть возможность погрузиться — пусть на мгновение — в приятное время.

Флаконы для духов. Хранить или выбрасывать?
Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Какое стекло до сих пор делают вручную?
Как подобрать духи? Дегустация
Как отличить духи-подделку?

Обновлено 5.04.2017
Статья размещена на сайте 13.03.2017

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ЗдОрово!

    Вчера в переходе метро (уже без всякого удивления) отметил, что в мини-магазинчике "разливные ароматы" при покупке фасуют в полиэтиленовые флакончики из-под нафтизина.

    Оценка статьи: 5

  • Лалик на приведенной фотографии ужасно напоминает Эйнштейна.Не правда ли?

  • Еркин Сарсенов Читатель 6 апреля 2017 в 03:29 отредактирован 6 апреля 2017 в 03:30

    Эх жаль! Надо было один флакончик советских духов мамы сохранить. Осталось бы воспоминание о детстве!

    Оценка статьи: 5

  • = О бедных пивных и винных "флаконах"(бутылках)замолвите слово=
    Мне по-крестьянски делается нехорошо, когда я выбрасываю в мусор пивную или винную бутылку - шедевр технологии. Она бы могла выдержать сотню наливов, но удостаивается только одного.
    Почему не организован сбор стеклотары, как в экологичном и экономичном Союзе?

    Транжирство эл/энергии и невосполнимых материалов есть оч нехорошо.

    • Сергей Дмитриев, вы совершенно правы. Мало того, сегодня такое разнообразие посуды, что для хранения коллекции потребуется огромное помещение (да и купить все, что хочется, стоит немалых денег).