Борис Рохленко Грандмастер

Точильщик. Профессия умирает?

Ходячие ремесленники, если их можно так назвать, стекольщики, точильщики, были обычным явлением в те времена, когда автомототранспорт был доступен небольшой части населения. От дома к дому, от магазина к магазину, от кухни к кухне пешком с точильным станком на плече. Шел такой человек по улице и кричал о том, что он точит ножи и ножницы.

Johann Heinrich Köhler, «Точильщик»,1708 г. Фото: Источник

История профессии отчасти написана художниками прошлого. Когда точно появились точильщики со своими принадлежностями — неизвестно. Скорее всего, в незапамятные времена: точили топоры, мечи, копья, стрелы и, само собой, ножи и ножницы, ювелирные инструменты, столярные инструменты. Естественным материалом для заточки служили твердые породы камня, прежде всего — песчаник.

Когда люди сообразили, что можно ускорить процесс и вращать точильный камень, они использовали для вращения и водяные колеса, и ножные приводные механизмы. Почему-то точильные камни были очень больших размеров, близко к росту человека, что и нарисовал Герард Терборх, голландский художник XVII века.

На картине «Семья точильщика» — беднейший двор: отвалившаяся штукатурка, выпадающие кирпичи, неубранный дворик с валяющимися косами. Сам точильщик — за работой, его корпус наполовину скрыт точильным камнем. Он затачивает нож для человека, который стоит и наблюдает за работой. Скорее всего, этот человек — мясник.

Герард Терборх, «Семья точильщика», 1650 г.
Герард Терборх, «Семья точильщика», 1650 г.
Фото: Источник

Художник не изобразил, как мастер вращает такое громадное колесо, но можно предположить, что есть механический привод, вероятно — педальный (для привода от водяного колеса нужна речка, а на картине нет на это никакого намека).

Якоб Дук, нидерландский живописец XVII века, спустя пять лет написал картину «Уличная сценка с точильщиком ножей и элегантной парой» (надо полагать, название дали продавцы картины). Он тщательно выписал все детали точильного станка, установленного на тачке: педальный привод, камень, банка с водой для смачивания круга, фетровый круг для доводки лезвий (справа, под рукой дамы).

Якоб Дук, «Уличная сценка с точильщиком ножей и элегантной парой», 1655 г.
Якоб Дук, «Уличная сценка с точильщиком ножей и элегантной парой», 1655 г.
Фото: Wikipedia.org

Адриан ван Остаде в 1674 году изобразил гулянку на городской улице, и одна из деталей картины — точильный камень. Он не такой большой, как у Терборха, как бы подходящий к нуждам хозяина. То есть заточка становится элементом жизни любого домовладельца.

Адриан ван Остаде, «Гулянка на городской улице», фрагмент, 1674 г.
Адриан ван Остаде, «Гулянка на городской улице», фрагмент, 1674 г.
Фото: Источник

Вероятно, художников привлекал процесс работы: снопы искр из-под затачиваемых предметов. В 1708 году Иоганн Генрих Кёлер выполнил «Точильщика» из слоновой кости, золота, серебра, бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней. Точильный станок (уже не один круг, а набор из шести кругов) смонтирован на тачке, круги приводятся во вращение педальным приводом.

В 1877 году немецкий художник Адольф Эберле зарисовал сценку «Визит к деду»: дети смотрят на то, как старик ремонтирует сеть, забавляются с собаками. Точило стоит слева около дверей — оно стало обычным инструментом.

Адольф Эберле, «Визит к деду», 1877 г.
Адольф Эберле, «Визит к деду», 1877 г.
Фото: wikipedia.org

С появлением электромотора промышленность начала выпускать электрические точила. Для домашнего пользования можно купить точило с ручным приводом, оно крепится к столешнице струбциной.

А что стало с ремесленниками, точильщиками, которые оказывали услуги на месте? И для них появилось решение (правда, кустарное, не промышленное): на мотороллер или на мотоцикл ставят раму, на нее — портативный бензиновый двигатель, от него — ременная передача на шпиндель с насаженными точильными кругами. Завел мотор — и от клиента к клиенту.

Профессия продолжает жить!


Что еще почитать по теме?

Город Андриана ван Остаде. Кто в нем работает?
Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Корнелис Трост, «Семья у клавесина». О чем рассказывает эта картина?


Обновлено 29.04.2017
Статья размещена на сайте 13.04.2017

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Еще один точильщик

  • Владимир Радченко Владимир Радченко Дебютант 14 мая 2017 в 17:58 отредактирован 14 мая 2017 в 18:00

    Борис,
    Есть одна неточность: **... точили топоры, мечи, копья, стрелы и, само собой, ножи и ножницы, ювелирные инструменты, столярные инструменты.** Никто никогда не точил ювелирные инструменты кроме самих ювелиров, которые часто, особенно раньше, сами делали свои инмтрументы. В начале семидесятых я видел старика-ювелира, который сам делал пилки для лобзика. Он брал часовую пружину, отжигал её, выпрямлял, делал насечку и закаливал.
    P. S. В своем профиле Вы пишете: «Спрашивайте, что я могу – отвечу». Я хочу воспользоваться этим Вашем предложением. Это по Вашей специальности – определить с какой картины скопирована жанровая сценка на серебряной ложке. Где это лучше спросить: на Вашей странице в ФБ или на одном из сайтов, которые Вы поместили в своем профиле? .

    Оценка статьи: 5

  • В старом смысле, точильщик с ножным точилом - да, профессия умерла. Но сейчас на рынках есть будочки, где точат ножи, ножницы и другую утварь. Так что профессия продолжается, но уже в другом качестве.
    А старых точильщиков я помню. Это из далёкого детства.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Чермных, у меня такие же воспоминания. Еще были стекольщики, которые нараспев кричали: "Стёёёклы вставлять!" До недавнего времени я встречал такого стекольщика. Правда, он уже не кричал, а просто обходил все дома.

  • Хорошая статья. Я ещё помню точильщика на углу проезда МХАТа и Пушкинской, меня посылали к нему с ножами и ножницами.

    Оценка статьи: 5

    • Мария Абрамова, спасибо за воспоминание!

      • Мария Абрамова Мария Абрамова Читатель 1 мая 2017 в 21:51 отредактирован 1 мая 2017 в 21:52

        Борис Рохленко, а вот бы ещё про старьёвщиков, лудильщиков и пр. Напишете?
        Визиты старьёвщика я тоже помню. Ужас-ужас - по стольку не живут...

        Оценка статьи: 5

        • Мария Абрамова, я из тех, кто столько не живет. Старьевщиков помню отлично: за кости можно было получить свисток. Да где было взять такое количество костей? Лудильщиков никогда не видел во дворах, а мой тесть лудил кастрюли. Правда, это было уже в те времена, когда ходящие по дворам ремесленники потихоньку исчезали. Он работал дома. Как он это делал - не знаю, я в это время не был дома.

          • Борис Рохленко, Адони, я младше Вас, но помню, как еще в начале 50-ых по московским дворам ходили, как их сейчас назвали бы, ветераны войны в настолько застиранных гимнастерках, что было непонятно, какого они цвета, и громко кричали: «Точииить ножи-ножницы! Лудить-паять кострюли-чайники!» (Какая разница между лудить и паять я до сих пор не знаю.) Вся детвора сбегалась смотреть как из под затачиваемых ножей летели искры.
            В во второй половине шестидесятых - семидесятых на старьевщиков была настоящая охота «знающих» людей, среди которых ходили фантастические легенды о купленных за копейки рукописных библиях 15-го века и т.п. Но эти старьевщики были уже не в Москве, а в подмосковье.
            ..

            Оценка статьи: 5

            • Владимир Радченко, посуда - кастрюли - делалась из железа. Чтобы она не ржавела, ее покрывали тонким слоем олова. Это называлось "лудить", а сам слой олова - "полуда". Паять - это понятно: заделывать дырки в кастрюлях.

              Тарелки, кстати, до какого-то года тоже были оловянные, алюминий еще не был расхожим материалом. Алюминиевые вилки поначалу были литые.

          • Борис Рохленко, тут важный момент истории состоит в том, что было по разному, до Хрущёва, и во время Хрущёва. До - существовали артели и прочая "негосударственность". А Хрущёв, в его троцкистском рывке в коммунизм, извёл всё это под корень.

            Оценка статьи: 5