Только не все об этом знают. Подзабыли эту сторону религии еще до революции. А в советские времена забыли окончательно. А ведь когда-то от нее могли зависеть жизни. Например, в голодные годы, бывшие на Руси практически нормой.
Посещавшие Московию иностранцы описывают случаи употребления русскими табуированных продуктов. По их словам, хотя это случалось исключительно в голод, за такое следовали жестокие наказания. Вплоть до смертной казни.
Нет, не за людоедство. Оно тоже случалось, но запрет на него есть практически у любого народа. Впрочем, судя по писаниям тех же иностранцев, поедание табуированной пищи воспринималось как еще худшее преступление.
Часть этих запретов совпадает с ветхозаветными. Так, века до XVII не употребляли осетров, сомов, угрей, налимов — «у которых нет перьев и чешуи… из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах». Естественно, не употребляли моллюсков и икру. В Библии они не упоминаются, но под описание вполне подпадают.
Из дичи запретными были, прежде всего, зайчатина и медвежатина. Нет, их, конечно, ели — но всему свое время. Веке в XIX стали есть и телятину — а ведь до того на нее был строгий запрет.
Какова же причина подобных запретов? Бог его знает! Есть несколько версий… Ну потому что у самих предков уже не спросить, а достоверной может оказаться любая из версий. Или все сразу, пересекаясь и накладываясь друг на друга.
Итак:
1. Причина в ветхозаветных запретах на употребление рыб без чешуи и не-жвачных травоядных с не-раздвоенными копытами. К таким относится, например, лошадь (а конину на Руси также не ели) и… заяц. Заяц назван в Библии отдельно (Левит, 11), как жвачное животное, но — с нераздвоенными копытами.
2. Возможно, табу на телятину также связано с библейским запретом: «не вари козленка в молоке матери его». Не станем вдаваться в детали этого запрета, но он вполне мог принять такую форму. Ведь теленок сам еще питается молоком. В архаичном сознании такие вещи вполне смешиваются!
3. У табу на телятину могут быть и вполне практические корни. Идея — беречь молодняк скота. Я понимаю, что в этой версии есть натяжки, но и она могла повлиять на формирование табу.
4. А вот заяц, весьма вероятно, был животным сакральным. Может быть, даже тотемным, как и медведь. Тогда корни этого поверья уходят в совсем уж глубокое прошлое, вплоть до первобытности.
5. Запрет на употребление некоторых видов рыбы мог происходить и от языческих верований. Вроде бы сом, налим, угорь считались скотом водяного и поэтому не употреблялись в пищу. Кстати! Заяц также считался любимым зверем — конечно, не водяного, а лешего. Впрочем, это совершенно не исключает и библейского запрета. Два табу вполне могли смешаться — конечный-то итог все равно один и тот же! Новообращенные русские христиане могли попросту по-новому рационализировать древнее табу.
Впрочем, отношение к запретам было не столь уж абсолютным. Во-первых, русские почему-то переняли далеко не все ветхозаветные пищевые запреты. Ту же свинину прекрасно ели. Кстати! Часто можно прочесть, что точно так же не принято было есть конину. Здесь запрет снова может быть рациональным: лошадь — слишком большая ценность, и держат ее не на еду.
Казалось бы, в старину запретов должно было быть еще больше.
Ан нет… Не всегда. Например, в летописях говорится, что князь Святослав конину употреблял. Так что, возможно, лошадей не ели попросту из-за их ценности? Ведь Святослав — язычник. И религиозный запрет ему было бы логично соблюдать.
А вот царь Иван Грозный был очень даже православным. И в написанном приближенным царя протопопом Сильвестром «Домострое» перечислены такие блюда, как:
- зайчатина в латках, зайчатина соленая, заячьи пупки;
- стерлядь свежая, осетрина свежая, осетрина косячная.
Кстати, Ветхий Завет недвусмысленно запрещает еще лебедей и цапель.
Что ж, читаем «Домострой»:
- лебеди, потроха лебяжьи;
- журавли, цапли.
И так далее…
Если эти запреты и имеют библейские корни, то Иван Васильевич, как человек образованный, Священное Писание знал. И естественно, знал, что ветхозаветные пищевые запреты для христиан отменены. А народ мог сколько угодно держаться своих суеверий…
Бабушка, когда служила в армии (на 2-м Дальневосточном фронте) рассказывала, что ела медвежатину.
Вкуснее её, - говорила, - нет ни одного мяса.
Не довелось мне попробовать медведя, да я бы и не стала. Жалко.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С медвежатиной никогда не сталкивался, а вот в детстве меня накормили зайчатиной. Скушал её как-то с сомнением, без аппетита. Может и правда, сакральность, генетическая память?..
0 Ответить
Читается легко, интересно, полезно.
Какие-то диетические заморочки были еще по поводу медведей, на зимнее и весеннее
равноденствие, во время месячных и кормление младенца грудью...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, спасибо!
наверняка были. медведь - животное сакральное, я даже и писал об этом. ну и равноденствие - совсем неудивительно, поскольку поворотные точки года, начало года собственно. с кормлением не в теме, если честно. ну а месячные - ясное дело, там накручено верований, как в любой древней культуре
0 Ответить
Александр Смирнов, какой смысл, аккуратно расставлять знаки препинания, но избегать заглавных букв в начале предложений? Я так понял, что у вас - месячные - ясное дело
1 Ответить
Никита Рязанский, смешная шутка... еще пошутите!
p.s. я, простите, в принципе не использую заглавных букв в переписке. ну не люблю я их...
0 Ответить
Александр Смирнов, хреновый вы партнёр для шуток со своими "простите, в принципе..."
Я это не использую.
0 Ответить
Никита Рязанский,
с хреном всё съедобно.
1 Ответить