Игорь Вадимов Грандмастер

Авиапушки Второй мировой и после нее: как рос калибр?

Закончилась Первая мировая. Самолеты менялись, они перестали быть этажерками, склеенными из дерева и ткани, когда каждая винтовочная пуля могла нанести ему фатальный ущерб. В самолетах стало больше металла.

Валерий Петелин, «ИЛ-2 атакует немецкие танки» Фото: Источник

Бомбардировщики постепенно становились цельнометаллическими — пулеметы винтовочного калибра уже не могли причинить им серьезный ущерб. Продолжилась история оружия — калибр оружия истребителей и бомбардировщиков стал увеличиваться.

Жорж Гинемер
Жорж Гинемер
Фото: ru.wikipedia.org

В авиацию пришли пушки. На самом деле первые пушки на самолеты поставили еще в Первую мировую войну: в 1916 году французский ас Гинемер поставил в развал цилиндров двигателя своего самолета полуавтоматическую пушку калибра 37 мм. Прицелился, выстрелил, вынул из казенника стреляную гильзу и вставил новый снаряд… На истребителе Спад летчик Фонк такой же пушкой сумел за один день сбить шесть самолетов немцев.

К сожалению, эти две пушки не могли «сделать погоду» — летчикам были необходимы автоматические пушки. А раз они были нужны — они и появились. Сначала это были тяжелые пулеметы: 12.7 мм, 15.1 мм… А потом калибр начал увеличиваться.

Во время испанской войны немцы проверили боеспособность первой модели Ме-109Е (Эмиль), он был вооружен четырьмя пулеметами и по скорости только немного обгонял основной самолет ВВС РККА И-16. Но он был сделан с учетом тактики «ударил-убежал». Зайти в атаку с высоты, выстрелить по цели — и снова набрать высоту, не ввязываясь в бой.

А в 1941 году в бой шли уже истребители следующей модели Мессера, Фридрихи, у них и пушки были вместо пулеметов, и двигатель более мощный — а значит, и скорость у них была выше, они могли спикировать, обстрелять и уйти на вертикаль, И-16 их там догнать не мог.

К началу войны на последних моделях нашего основного истребителя И-16 были установлены две пушки, но скорость у них осталась прежняя. Биться с Ме-109 °F им было тяжело.

Восстановленный МиГ-3 на авиашоу - аэродром Мочище, Новосибирская область
Восстановленный МиГ-3 на авиашоу — аэродром Мочище, Новосибирская область
Фото: ru.wikipedia.org

На новых советских истребителях — МиГ-3, Як-1 — в развале мотора стояли 20 мм пушки ШВАК-20, стрелявшие через полую втулку винта.

Кроме ШВАК-20, на вооружении ВВС РККА была еще ВЯ-23, пушка очень убойная, но обладавшая при стрельбе очень сильной отдачей. А еще в ВВС РККА в ту войну появились пушки системы Нудельмана-Суранова — НС-37 и НС-45.

ВЯ-23 (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм
ВЯ-23 (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм
Фото: Источник

Пушки ВЯ-23 были штатными в штурмовиках Ил-2. А пушки НС ставили на различные самолеты системы Як.

Як-9Т (танковый) вооружался НС-37. Попадание пары снарядов этой пушки разламывало в воздухе Ю-88 или Не-111, снаряд пробивал танковую броню толщиной до 30 мм. Стрелять по бомбардировщику можно было с 600 м (из пулеметов — на дистанции не больше 200 м).

Однако отдача пушки не давала прицельно стрелять после 3-го выстрела, а боезапас составлял всего 30 снарядов. Самолет был очень тяжелым, но если его защитить от атак мессеров, то строй бомбардировщиков врага он разваливал почти мгновенно. А после того как в воздухе рассыпались сразу несколько тяжелых бомбардировщиков, наступательный пыл оставшихся в живых стремился к нулю.

Як-9К вооружался НС-45. Бронированный ФВ-190 рассыпался от ударов снарядов этой пушки. Увы, из-за ненадежно работающей пушки таких самолетов было выпущено всего несколько десятков. Из них составили один из авиаполков, которым командовал майор Клещев. Его истребители за 2 месяца сбили больше 100 самолетов противника.

Як-9К
Як-9К
Фото: Источник

Следует учесть, что калибр пушки хоть и важен, но не является единственной важной характеристикой авиапушки.

Японцы на одной из модификаций истребителя Ки-44 поставили две пушки Хо-301 калибра 40 мм. Круто? Сбивай кого хочешь? Увы. Эти пушки имели безгильзовые снаряды, метательный заряд впрессовывался в донышко снаряда. Снаряд летел всего метров на 150. А значит — чтобы ударить по американской Сверхкрепости, надо было подойти к ней на 150 метров. Это при том, что бомбардировщик отстреливался тяжелыми пулеметами и автоматическими пушками, эффективными на расстоянии до 1000 м. Т. е. каждая такая атака была актом безрассудства, достойным камикадзе.

Интересна судьба американского тяжелого истребителя Р-39 «Аэрокобра». Американским и английским летчикам он не понравился. Из-за недостаточной маневренности. А вот в СССР он был оценен очень высоко. Тяжелый и скоростной, вооруженный пушкой калибра 37 мм и пулеметами, он был великолепен против бомбардировщиков немцев — и при соколиной атаке (излюбленный немцами принцип «ударил-убежал»). Особенно когда все огневые точки были объединены на одной гашетке. Спикировал, хорошо прицелился, нажал на гашетку — и бомбардировщик врага рассыпался в воздухе.

Правильное целевое употребление в общем удачной машины позволило усилить ее хорошие стороны, убрав ее слабости. Хотите пример? В ходе войны на Тихом океане на бомбардировщик В-25 ставили пушку калибра 75 мм. Получился отличный противокорабельный штурмовик.

Увы, после Второй мировой истребители ушли от пушек к управляемым ракетам… Но авиапушки до сих пор не сдают позиции. Их устанавливают и на вертолеты поддержки пехоты, и на самолеты поддержки пехоты.

Только сегодня это пушки с вращающимся блоком стволов: 6000 выстрелов в минуту позволяет одной пушке заменить целую батарею.

Кстати, и в бою истребителей вдруг обнаружилось, что возможность поразить самолет врага издалека самонаводящейся ракетой — это здорово. Но если враг прорвется в ближний бой, то револьверные пушки сделают решето из самого совершенного и непобедимого самолета великой империи добра.

Так что рано еще списывать авиапушки! Они своего последнего слова еще не сказали.


Что еще почитать по теме?

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Первая десятка советских асов Великой Отечественной войны
Страницы российской истории. Как инженер Ф. Петров перевооружил всю советскую армию?
Самолеты «Ан». Сколько их создал авиаконструктор Антонов?

Обновлено 10.05.2018
Статья размещена на сайте 4.05.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: