Игорь Вадимов Грандмастер

Авиапушки Второй мировой и после нее: как рос калибр?

Закончилась Первая мировая. Самолеты менялись, они перестали быть этажерками, склеенными из дерева и ткани, когда каждая винтовочная пуля могла нанести ему фатальный ущерб. В самолетах стало больше металла.

Валерий Петелин, «ИЛ-2 атакует немецкие танки» Фото: Источник

Бомбардировщики постепенно становились цельнометаллическими — пулеметы винтовочного калибра уже не могли причинить им серьезный ущерб. Продолжилась история оружия — калибр оружия истребителей и бомбардировщиков стал увеличиваться.

Жорж Гинемер
Жорж Гинемер
Фото: ru.wikipedia.org

В авиацию пришли пушки. На самом деле первые пушки на самолеты поставили еще в Первую мировую войну: в 1916 году французский ас Гинемер поставил в развал цилиндров двигателя своего самолета полуавтоматическую пушку калибра 37 мм. Прицелился, выстрелил, вынул из казенника стреляную гильзу и вставил новый снаряд… На истребителе Спад летчик Фонк такой же пушкой сумел за один день сбить шесть самолетов немцев.

К сожалению, эти две пушки не могли «сделать погоду» — летчикам были необходимы автоматические пушки. А раз они были нужны — они и появились. Сначала это были тяжелые пулеметы: 12.7 мм, 15.1 мм… А потом калибр начал увеличиваться.

Во время испанской войны немцы проверили боеспособность первой модели Ме-109Е (Эмиль), он был вооружен четырьмя пулеметами и по скорости только немного обгонял основной самолет ВВС РККА И-16. Но он был сделан с учетом тактики «ударил-убежал». Зайти в атаку с высоты, выстрелить по цели — и снова набрать высоту, не ввязываясь в бой.

А в 1941 году в бой шли уже истребители следующей модели Мессера, Фридрихи, у них и пушки были вместо пулеметов, и двигатель более мощный — а значит, и скорость у них была выше, они могли спикировать, обстрелять и уйти на вертикаль, И-16 их там догнать не мог.

К началу войны на последних моделях нашего основного истребителя И-16 были установлены две пушки, но скорость у них осталась прежняя. Биться с Ме-109 °F им было тяжело.

Восстановленный МиГ-3 на авиашоу - аэродром Мочище, Новосибирская область
Восстановленный МиГ-3 на авиашоу — аэродром Мочище, Новосибирская область
Фото: ru.wikipedia.org

На новых советских истребителях — МиГ-3, Як-1 — в развале мотора стояли 20 мм пушки ШВАК-20, стрелявшие через полую втулку винта.

Кроме ШВАК-20, на вооружении ВВС РККА была еще ВЯ-23, пушка очень убойная, но обладавшая при стрельбе очень сильной отдачей. А еще в ВВС РККА в ту войну появились пушки системы Нудельмана-Суранова — НС-37 и НС-45.

ВЯ-23 (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм
ВЯ-23 (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм
Фото: Источник

Пушки ВЯ-23 были штатными в штурмовиках Ил-2. А пушки НС ставили на различные самолеты Як.

Як-9Т (танковый) вооружался НС-37. Попадание пары снарядов этой пушки разламывало в воздухе Ю-88 или Не-111, снаряд пробивал танковую броню толщиной до 30 мм. Стрелять по бомбардировщику можно было с 600 м (из пулеметов — на дистанции не больше 200 м).

Однако отдача пушки не давала прицельно стрелять после 3-го выстрела, а боезапас составлял всего 30 снарядов. Самолет был очень тяжелым, но если его защитить от атак мессеров, то строй бомбардировщиков врага он разваливал почти мгновенно. А после того как в воздухе рассыпались сразу несколько тяжелых бомбардировщиков, наступательный пыл оставшихся в живых стремился к нулю.

Як-9К вооружался НС-45. Бронированный ФВ-190 рассыпался от ударов снарядов этой пушки. Увы, из-за ненадежно работающей пушки таких самолетов было выпущено всего несколько десятков. Из них составили один из авиаполков, которым командовал майор Клещев. Его истребители за 2 месяца сбили больше 100 самолетов противника.

Як-9К
Як-9К
Фото: Источник

Следует учесть, что калибр пушки хоть и важен, но не является единственной важной характеристикой авиапушки.

Японцы на одной из модификаций истребителя Ки-44 поставили две пушки Хо-301 калибра 40 мм. Круто? Сбивай кого хочешь? Увы. Эти пушки имели безгильзовые снаряды, метательный заряд впрессовывался в донышко снаряда. Снаряд летел всего метров на 150. А значит — чтобы ударить по американской Сверхкрепости, надо было подойти к ней на 150 метров. Это при том, что бомбардировщик отстреливался тяжелыми пулеметами и автоматическими пушками, эффективными на расстоянии до 1000 м. Т. е. каждая такая атака была актом безрассудства, достойным камикадзе.

Интересна судьба американского тяжелого истребителя Р-39 «Аэрокобра». Американским и английским летчикам он не понравился. Из-за недостаточной маневренности. А вот в СССР он был оценен очень высоко. Тяжелый и скоростной, вооруженный пушкой калибра 37 мм и пулеметами, он был великолепен против бомбардировщиков немцев — и при соколиной атаке (излюбленный немцами принцип «ударил-убежал»). Особенно когда все огневые точки были объединены на одной гашетке. Спикировал, хорошо прицелился, нажал на гашетку — и бомбардировщик врага рассыпался в воздухе.

Правильное целевое употребление в общем удачной машины позволило усилить ее хорошие стороны, убрав ее слабости. Хотите пример? В ходе войны на Тихом океане на бомбардировщик В-25 ставили пушку калибра 75 мм. Получился отличный противокорабельный штурмовик.

Увы, после Второй мировой истребители ушли от пушек к управляемым ракетам… Но авиапушки до сих пор не сдают позиции. Их устанавливают и на вертолеты поддержки пехоты, и на самолеты поддержки пехоты.

Только сегодня это пушки с вращающимся блоком стволов: 6000 выстрелов в минуту позволяет одной пушке заменить целую батарею.

Кстати, и в бою истребителей вдруг обнаружилось, что возможность поразить самолет врага издалека самонаводящейся ракетой — это здорово. Но если враг прорвется в ближний бой, то револьверные пушки сделают решето из самого совершенного и непобедимого самолета великой империи добра.

Так что рано еще списывать авиапушки! Они своего последнего слова еще не сказали.


Что еще почитать по теме?

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Первая десятка советских асов Великой Отечественной войны
Страницы российской истории. Как инженер Ф. Петров перевооружил всю советскую армию?
Самолеты «Ан». Сколько их создал авиаконструктор Антонов?

Статья опубликована в выпуске 11.05.2017
Обновлено 8.05.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: