Ведь вроде бы безопаснее размышлять, предполагать, просчитывать последствия наших поступков. Необдуманность же выживанию не способствует. Впрочем, русский народ прекрасно выжил, несмотря на традицию «русского авось». Или… благодаря ей и выжил?
Может, не случайно «авось» придумали? Вдруг он был зачем-то нужен, даже если мы об этом забыли?
Нравится это или нет, «русский авось» — часть национального характера, немыслимая и непонятная в отрыве от целого. А национальный характер русских историки выводят из географических особенностей России… точнее, еще Руси.
Во-первых, Русь лежит в «центре мира». С одной стороны — католическая Западная Европа; с другой — Северная, христианско-языческая; с третьей стороны — иудейская Хазария, за которой арабский Восток; с четвертой — мусульманская Волжская Булгария. А посередине, на торговых путях — православная Русь.
А теперь мы спорим: Европа мы или Азия?
Во-вторых, Русь — большая и… просторная. С жизнью в среднерусском ландшафте историки связывают русскую широту души. Только не спрашивайте, что именно понимается под «широтой»! Для меня это из разряда «понимаешь, а сказать не можешь». Но ясно ведь, о чем речь?
Считается, что жизнь на просторе, среди нескончаемых равнин и лесов, и придала здешним обитателям душевную широту и размах. Земли много, приходи и живи!
И бедные почвы, до некоторых пор, не помеха. Истощилась земля — распашем рядом. И до XVIII века (а где-то и дольше!) на Руси сохранялось подсечно-огневое земледелие! Можно и вовсе уйти туда, где лучше земля, нет врагов, меньше подати. Где спокойнее и сытнее.
Еще жизнь среди бескрайних равнин настраивала на созерцательный, философский лад. Если куда ни глянь — холмы да бесконечные, часто непроходимые, леса. За которыми снова — равнина, река, лес… Легче легкого затеряться без следа.
Необъятная ширь с довольно редкими, локальными селениями. Людей для таких пространств мало. Даже в XVI веке плотность населения Московской Руси — 2,5 человека/кв.км. (в Европе — до 30 человек/кв.км!). Это рождает чувство свободы и изобилия. Не от этих ли времен сохранилась туманная память о «воле»?
А вместе с тем необъятность подавляет. И… в ней растворяешься. Как много позже отдельный человек, личность «растворялись» в общине и государстве.
Климат — второй важнейший фактор, сформировавший национальный характер великороссов.
Мигрируя с плодородного юга, славяне оставались хлеборобами. Но в Центральной России хлеб растёт неважно. И земледельческий сезон короткий, сменяемый долгим вынужденным отдыхом. Пришлось научиться работать авралами! Вкалывать по пять месяцев в году, успевая: вырастить урожай злаков и овощей; заготовить корма для животных; запасти мед, ягоды, грибы и прочие дары леса, подготовить новый участок земли…
Так и стало нормой: раз поработать до упаду — после надолго расслабиться. Можно ударно построить завод — сложно работать долго, планомерно, стабильно. А главное — рутинно.
Здесь же выработались упорство и выносливость. Видимо, действительно выдающиеся, раз их издавна отмечали иностранцы. Особенно те, кому довелось воевать с русскими.
Еще заезжие иностранцы отмечали, что в Московии торгуют все, вплоть до Великого князя. Действительно, крестьяне в «свободное время» занимались «подработкой»: от всевозможных промыслов до торговли. А как иначе? В бедной стране с рискованным земледелием приходится «крутиться»!
Не это ли породило знаменитую русскую смекалку? Как говорится, голь на выдумку хитра!
При этом нам свойственен немалый фатализм. По принципу: «что будет — то и будет». Неудивительно! Станешь фаталистом, если погода может свести к нулю любые усилия, если тяжкий труд никак не гарантирует спасения от голодной смерти.
Остаётся смириться, терпеть и ждать лучшего. Увы, эту черту многие из нас сохранили до сих пор!
Давайте вернемся к тому, с чего начали. Поскольку «русский авось» — другая сторона русского фатализма. Иногда «авось принесёт!» звучит почти заклинанием. И ведь нередко оно срабатывает…
При чем тут фатализм? Да ведь наше «авось!» — последнее средство в отчаянной ситуации. Когда от нас ничего не зависит и остается действовать наобум, полагаясь на везение.
Скажете, в крайнем случае на такое любой способен? Наверное. Но для крестьянина-великоросса такая жизнь была почти нормой! Подтверждением тому — регулярные неурожаи и голод. Раз в несколько лет, вплоть до XX века.
Да что далеко ходить? Подтверждением — нынешний май с заморозками и снегом. И это не предел, бывает снег и в июне.
Расчёты тут бесполезны. Сеять нужно в любом случае. А соберешь ли урожай — неизвестно. Остаются два средства: молитва и… авось получится!
Так что главное — используя «авось», убедиться, что все возможности поступить обдуманно действительно исчерпаны. Это действительно будет соответствовать национальной традиции…
А ведь много людей живёт вот так, надеясь именно на русский авось!
0 Ответить
Как-то снова статья, которую ранее я пропустил. А нынче понравилось, Тем более сразу вспомнился "пушкинский" поп, которого русский авось что называется подвел под монастырь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Работать авралами?
Долгий вынужденный отдых?
Зимой заготавливали древесину - сами попробуйте на лесоповале поработать.
Зимой охотились на пушного зверя.
Отдыхали зимой - сказочки века 20го.
Пахали и зимой и летом - правильнее будет.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, соглашусь. Чтобы зимой лежать на печке, надо ее, как минимум, натопить. И готовили тогда не
на электропечах. Дрова нужно было не только на зиму нарубить, но и на лето запасти. А работа по двору, уход за скотом ? Без лошадей много не напашешь. Но отдыхали зимой действительно больше. Потому что зимний день короче летнего. А работали крестьяне от темна до темна.
0 Ответить
Забавная статья. Спасибо автору. Если обратиться к нативной памяти, которая у русских хоть и бессознательна, но достаточно сильна, то суть "авося" имеет конкретный смысл. Это немного трансформированная форма НАДЕЖДЫ, одной из главных составляющих бытия.
1 Ответить
))))
0 Ответить
"с четвертой — мусульманская Волжская Булгария. А посередине, на торговых путях — православная Русь." — Автор в курсе, что Казань — столица Волжской Булгарии — тоже расположена на торговых путях? Что география Татарстана — это абсолютно те же леса и равнины? А климат ничем не отличается от "великоросского"? Может объясните тогда разницу национальных характеров?
0 Ответить
Наталья Осокина, к сожалению, пока не могу. совершенно н еинтересовался вопросом. разберусь - буду знать. спасибо за подсказку, действительно интересно
к слову, а велика ли разница? это вопрос к вам, если в курсе?
0 Ответить
Александр Смирнов, разница есть. А формулировать её мне как-то сложно и некогда.
0 Ответить
Наталья Осокина, мне, по-вашему, не лень и есть когда...
0 Ответить
Александр Смирнов, ну так это же вам интересно, и статья ваша, а не моя)
0 Ответить
Как то без примеров. Подсечное земледелие - это совсем не то.
Вот мы в 1974 году на попутных машинах проехали от Ленинграда до Байкала - практически без дорог и на грузовиках. Потом в нижний Амур, где солили рыбу в поселке Чныррах. Заработали на обратную дорогу. Я - аспирант и 4 студента/студентки. Привезли рыбу, которую съели с друзьями в ленинградских пивбарах.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Николай Аблесимов, без примеров... спасибо, учту. это вы на авось ехали? без подготовки?
к слову, подсечное земледелие - действительно не совсем то, что обычно описано в учебниках. может быть, раскрою в статье, если будет интересно
0 Ответить
Александр Смирнов, ну, какая подготовка? Собрать рюкзаки и купить атлас автодорог СССР. Правда, был у меня опыт автостопа по Европейской части СССР. У других четверых участников не было. Договоренностей о работе на Дальнем Востоке не было. Практически "на авось".
Оценка статьи: 3
0 Ответить