Спрашивала у хозяев — чаще всего ими оказывались старушки, одиноко доживающие свой век в умиравших деревнях, — откуда у них такие печки? В ответ слышала: мол, от родителей, от мужниной семьи осталось. И называли изразцы — красавинскими.
Те же изразцы были и в местном музее. Назывались примитивными, было указано: производились в начале XX века в деревне Сытино недалеко от райцентра.
Чтобы выяснить хоть какие-то подробности об этом кустарном производстве, мне понадобилось не только искать сведения в краеведческой литературе, но и поработать в архиве.
Выяснилось следующее. Возникло производство в этой деревне, входившей в пределы Вощажниковской вотчины графов Шереметевых, скорее всего, в середине XIX века, по трем причинам. Во-первых, конечно, имелись рядом с деревней залежи подходящей для изразцов глины. Во-вторых, волость была богата лесом — значит, имелось в достатке топливо для обжига глиняных изделий. В-третьих, шереметевские крестьяне здесь уже в 1796 г. были переведены с барщины на оброк — что поощряло их искать возможность дополнительных к земледелию (вообще малодоходному здесь) заработков. Которые и получали — от кустарных промыслов, например.
По местному преданию, основал изразчатый промысел здесь еще в первой половине XIX века выходец из другого уезда губернии — там традиционно выделывали глиняную посуду. Здешние глины для посуды не годились — но сгодились для изразцов.
Выяснилось, что работал этот изразчатый заводик несколько месяцев в год, зимой — в свободное от земледелия время. Вырабатывал изразцы двух видов — «белые» (4500−5000 штук в год, по 2 руб. 50 коп. за сотню) и «желтые» (2000 в год, по 1 руб. 50 коп. за сотню). Выручка в год составляла 138−155 руб. Глина и песок были местные, сурик, хрусталь, краски закупали в губернском и уездном центрах. Сбыт продукция имела в двух уездах — своем и соседнем.
Заводик собой был не бог весть какой большой: бревенчатое сооружение, крытое дранкой, с огромной печью для сушки и обжига изразцов. Имелась, кроме того, ветряная мельница для размола красок. Кроме хозяев — братьев Красавиных, в начале XX века работали на заводе наемные рабочие — два человека.
Перерыв в деятельности завода случился в 1918—1921 годы — разруха, гражданская война лишили изразечников и материалов, и рынка сбыта.
Среди документов, найденных мною в архиве, самым замечательным оказался документ 1928 года — «Дневник исследовательско-музейных работ» по волисполкому, составленный в ходе сбора экспонатов для музея, открывавшегося в волостном центре. Оказалось, что именно в ходе этих самых «работ» и были отобраны для музея экспонаты — сами изразцы на разных этапах производства, от заготовок до готового изделия, инструменты и станки для изготовления «кафелей».
Последний архивный документ о заводе Красавиных относится уже в 1931 году. «Опросный лист по обследованию кустарной промышленности» свидетельствовал: изразечники в это время работали уже с меньшим размахом, чем до революции. Нет уже специальной мастерской, выделка изразцов идет в приспособленном подклете жилого дома. Необходимые материалы приходится доставать уже не на местной ярмарке, а чуть не за тридевять земель — в Москве.
Хозяин, вместе с сыном-подростком и одним наемным рабочим, — делал в день 100−120 штук изразцов, в год получалось 8−10 тысяч штук. Себестоимость сотни изразцов мастер определял в 13−14 рублей, продажная цена была 17−18 рублей. Рынок сбыта ограничивался уже пределами своего уезда.
Конец изразцовому заводу Красавиных, видимо, пришел в том же 1931 г. — именно в этом году был репрессирован владелец мастерской. Его братья разделили ту же участь в 1933 г. Это уже — сведения из списков реабилитированных, такие списки публиковались в местной печати в конце XX века.
Сейчас промысел в той деревне, конечно, не существует. Да и деревни, считай, нет. В окрестностях остались ямы, про которые немногие местные жители объяснят любопытствующим — мол, глину там рыли когда-то.
Памятником же погибшему промыслу и мастеровитым крестьянам остались облицованные изразцами печки и лежанки в деревенских избах. Или — не остались? Те старушки отжили свое, их наследники изразцовую облицовку печей чаще всего разбирали, продавали любителям домашнего уюта…
Да, скорее всего, те изразцы все еще греют душу кому-то. Красавинские изразцы — повезло им с фамилией мастера!
Все, фотку вставила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
жалко только что нет фото к статье - даже не знаю как выглядят изразцы. А вот печку видела и даже спала на ней, когда была маленькая. У бабушки стояла. Она рассказывала как там все эти примочки-выемки-ступеньки использовать можно. Такая универсальная шрука оказывается. Только спать на ней все же очень жестко.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, и жарко очень, и душно. А на лежанке - еще и страшно, все время боишься свалиться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
душно - совершенно правильно! А вот когда в попала в аварию на Украине, то какая-то сердобольная тетенька в больнице меня несколько месяцев кормила всякими домашними вкусностями из печки. Боже мой - простая картошка была такая вкусная что даже через 30 лет вспоминаю и слюнки текут. О-оооо!! И прозрачные кусочки сала сверху!!! Умираю от голода...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оу! Мне противно думать о еде. О сале. О картошке...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
изразцы - это вот это? Или что другое?
Этот вот 1650 из Нидерландов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, птичка - надглазурная роспись. Только на этих вот, сытинских - не птичка в центре - а ромбик с цветочком. Вот отсканирую из книжки картинку - вставлю
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Такие? Это талавера из Мексики. Я тож такое рисую иногда - здесь есть такие магазинчики, можно раскрасить и они поджарят и заглазируют
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не, наши - белые с синими ромбиками. А такие варварские расцветки - на древнерусских храмах конца 17 века.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
уу-у--! Люблю это дело! Ужжжасно! И бело-голубые собираю, и талаверу привезла себе из Мексики. И посуду такую люблю ужасно! И горшки тоже с голубыми рисунками. ТОлько на той неделе овечку голубую на горшке усыновила. Для соли.
Картинки давай!!! Автор - где иллюстрации??? Такая красота пропадает в неизвестрости.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Угу, постараюсь завтра. Книжка тяжелая - сканер продавливает
Оценка статьи: 5
0 Ответить
проверю!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Молодец! отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ничего не скажешь: интересно было читать, много нового открыл для себя... Спасибо, Люба. И новых Вам творческих свершений!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хм, а у нас тут недалеко - село Красавино.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А как у вас там и изразцами? В и-нете "правильной" картинки не нашла - неужто придется из книжки сканировать, из великого Маслиха?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А как у вас там и изразцами?
Понятия не имею. Это недалеко от Великого Устюга
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная история. 5.
А сколько ещё сгинуло промыслов?
0 Ответить
А - все!
Горшки делали, Ткани красили, металл обрабатывали, ткацкие станы делали, прялки, - и пряли, ткали, кожи выделывали - и шили обувь, полушубки эти знаменитые, из романовской овчины...
То, что сейчас называют возрождением - таковым, конечно, не является. Так, забава для туристов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить