Лаура Ли Грандмастер

Рош а-Шана, или Что едят на еврейский Новый год?

Еврейский Новый год или Рош а-Шана — важнейший еврейский духовный праздник, связанный со многими символическими обрядами. В этом году 13 и 14 сентября — в начале месяца Тишрей евреи всего мира отметят наступление нового 5768 года. Оба дня Рош а-Шана (13 и 14 сентября) считаются одним «длинным» днем и в это время запрещена любая работа.

В этот день, по преданию, был создан наш прародитель Адам и в этот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был изгнан из Райского сада. С тех пор ежегодно в этот день Всевышний судит свои творения и предопределяет их судьбы на следующий год. Но день Суда Он превращает в день прощения и милосердия, ибо евреи всего мира берут в этот день шофар и трубят перед Господом о милосердии. И тогда Всевышний пересаживается из кресла Правосудия в кресло Милосердия. Рош а-Шана — праздник очищения души. В синагогах всего мира молятся евреи о наступлении для них счастливого Нового года, полного добрых дел. «Да будешь ты записан и подписан на добрый и счастливый год!», говорят они друг другу.

Вернувшись домой из синагог, евреи произносят Кидуш над бокалом вина, затем омывают руки и произносят благословление на хлеб, первый кусочек которого весь год по традиции они макали в соль в память о горечи гонений и страданий своего народа. На праздник Рош а-Шана хлеб (халу) макают в мед, чтобы таким же сладким был весь последующий год.

Что же всегда стоит у правоверной еврейской семьи на новогоднем столе и что оно означает?

Хлеб. В качестве хлеба в этот день выступает круглая сдобная хала с изюмом. Круг символизирует цикличность времен года, хода жизни. Изюм в хале придает ей особую сладость.

Яблоки. Они означают Плоды древ Создателя — дольки сладкого яблока вслед за халой каждый макает в мед, произнося: «Благословен ты, Б-г, властитель мира, создатель плодов деревьев. Да будет твоим желанием, чтобы Новый год был для нас хорошим и сладким».

Мед — символ достатка и сладкой жизни.

Гранаты. Считается, что в каждом плоде этого фрукта 613 косточек, как заповедей в Торе.

Цимес — сладкая морковь — плод земли Создателя, сахар его учений.

Рыба — символ плодовитости и обилия по аналогии ее изобилия в водах. Рыба никогда не закрывает глаз и видит все. Глаза рыбы — символ знания, постижения мудрости Всевышнего. Глава семьи ест голову рыбы и произносит слова: «Пусть будем мы в голове (в ведущих), а не в хвосте (не в ведомых)». Особое почитание рыбы как символа мудрости и прозорливости нашло отражение в еврейской национальной кухне. Кто хоть раз не восхищался настоящей еврейской Гефилте Фиш?! Еврейская национальная кухня, ограниченная строгими рамками кашрута, всегда отдавала предпочтение рыбным блюдам, поскольку при их приготовлении проще его соблюдать.

Вот так отмечают евреи свой Новый год, и я хочу пожелать этому веселому и стойкому народу хорошего и сладкого Нового года. Мазл тов!

Обновлено 4.07.2010
Статья размещена на сайте 9.09.2007

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 4 июля 2010 в 11:17 отредактирован 4 июля 2010 в 11:18
    Автор реально не в теме

    Не достаточно нахвататься информации в интернете о кашруте. Тем более, что достверной ее там не очень много.

    Еврейская кухня - не синоним кошерности. С таким же успехом можно написать, что турецкая кухня - халяль. Что в реальности совсем не так.

    Оценка статьи: 1

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 июля 2010 в 13:29

      Роберт Ян, насколько я понимаю, за всю интересную и грамотную статью о традициях праздника Вы поставили единицу, так как встретили в ней фразу "Еврейская национальная кухня, ограниченная строгими рамками кашрута, всегда отдавала предпочтение рыбным блюдам как наиболее кошерным." Что Вы имеете возразить по существу именно этой фразы? Что в еврейской национальной кухне всегда использовались и некошерные продукты и их сочетания?..

      • Марианна Власова,
        Да я поставил 1. Т.к. автор в полемике по другой статье искренне признается, что "пушествует по кулинариям разных религий". Т.е. не придерживается кашрута, а черпает информацию "по верхам".

        Я не хочу сюда переносить свою статью о том, почему словосочетание "еврейская кухня кошерна" является заблуждением. У меня есть отдельная статья именно на эту тему на моем сайте в разделе "Мифы и заблуждения". Я написал статью "Достоверно о кашруте" для этого сайта. Если редакция ее примет, ее опубликуют. Там вопрос про кошерность еврейской кухни затронут.

        Правильнее говорить, что соблюдать кашрут с еврейской кухней проще. Но если только сочетать продукты, добиться кашрута не получиться. Т.к. по части именно приготовления пищи есть отдельные требования и к посуде, и инструментам, и к технологии. Кошерным мождет быть блюдо любой кухни. Если соблюсти все требования кашрута.

        В пафосных метафорах есть прямые искажения. Например, мицвот - это не "доброе дело", а заповедь. 613 - это не главы, а заповеди Торы. Глав в Торе 54 - по числу недель в году еврейского календаря. И, изучая по 1 главе в неделю, еврей должен полностью изучить Тору за год. И на следующий год опять начать ее изучение. Такова одна из 613 мицвот.

        Словосочетание "наиболее кошерное" приментительно к рыбе никакого смысла не имеет. Единственное отличие рыбы от другого мяса по части кашрута в том, что нет ограничения на употребление рыбы с кровью. Т.е. не нужно удалять кровь из рыбы до употребления. А из другого разрешенного мяса нужно это делать обязательно. Это упрощает приготовление рыбных блюд. Именно поэтому они в изобилии присуствтуют в еврейской кухне. А не по тому, что "рыба более кошерна". В кашруте вообще нет понятия "более" или "менее". Все требования во многих вопросах абсолютны.

        Оценка статьи: 1

  • Статья замечательная! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Толково.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, коллега, доброго слова не допросишься, а тут на. Гранат хорош! вы че со мной делаете? Разницу во времени учитывайте! Вот че с глаз вижу. то с рук хочу. Поосторожней с гранатами. Ночь ведь сейчас у нас. Где я его сейчас достану?

  • Надо же не знала, что евреи отмечают новый год в сентябре. Интересно было почитать

  • Пятерку поставила

    Оценка статьи: 5

  • Неплохой Новый год год когда вместо снега падают листья

    Оценка статьи: 5

  • Я украинка, но очень уважаю еврейский народ. Хочу пожелать всем евреям счастливого и мирного Нового Года!
    Лаура, спасибо за статью. Очень познавательно.

    Оценка статьи: 5