Гертруда Рыбакова Грандмастер

Чем интересен Екатеринбург? Музеи

Полуторамиллионный промышленный Екатеринбург богат музеями, их более шестидесяти. Самые разнообразные: Музей циркового искусства, Музей этикетки, Музей бабочек, Музей наивного искусства, Дом-музей П. П. Бажова, Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, Музей природы Урала и Музей истории Екатеринбурга, Музей радио им. А. С. Попова…

Каслинский чугунный павильон Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Меня интересовали два, которые показывают то, чем издавна славился этот уральский город: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства и Музей, где можно увидеть знаменитое каслинское ювелирное литье.

Оказалось, что каслинское литье экспонируется в Музее изобразительных искусств, крупнейшем на Урале. Он находится почти в центре города, на берегу Исети, ул. Воеводина, д. 5.

Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В музее три этажа, весь первый этаж занимают великолепные экспонаты каслинского чугунного художественного литья XIX и XX веков. Гордостью музея является Каслинский чугунный павильон — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна. Он зарегистрирован как раритет в Международном каталоге ЮНЕСКО. Поверьте, это такое чудо!

Ажурное сооружение, размером с комнату или небольшой дом, невозможно поверить, что все отлито из чугуна! Вес павильона около 6 тонн. Над входом в павильон по-французски написано: «Заводы и плавильни Кыштыма», так как он был сооружен специально для парижской выставки 1900 года. Кроме павильона, здесь много чугунных скульптур разного размера, от большой «Россия» до миниатюрных. Скульптура «Россия» отлита в 1896 году скульптором Николаем Лаверецким.

Скульптура «Россия»
Скульптура «Россия»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Великолепен камин Ипатьевский — работа конца XIX века. Большая коллекция статуэток лошадей. Есть изделия практического назначения: решетки, столик, стулья и скамейка, и т. д. Этот зал не хотелось покидать.

Камин Ипатьевский
Камин Ипатьевский
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Второй этаж занимает картинная галерея, она довольно обширна, богата. Представлены работы художников XIX и начала XX века, подлинные картины И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, К. А. Коровина. Во время моего посещения там была выставка художников-маринистов, экспонировалось несколько полотен И. К. Айвазовского. Есть отдельные работы и представителей русского авангарда начала XX века. Понравилась небольшая коллекция русского фарфора.

На третьем этаже находятся дары Эрмитажа, как поясняет табличка. В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи Свердловска на ул. Вайнера, 11 хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа. После возвращения экспонатов в Ленинград Эрмитаж некоторые предметы подарил музею, о чем напоминает большой стенд с текстом:

«В память о прошлом на будущее послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительного искусства».

Но на мой, уже уставший от созерцания красоты взгляд, ничего особо ценного в этих дарах нет, разрозненные предметы типа перчатки, вазы, небольшие украшения, старое кресло…

На следующий день я пошла в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, который находится на проспекте Ленина, дом 37, рядом с домом Севастьянова. Он является единственным в России государственным музеем такого профиля, показывающим, что могут мастера-камнерезы сотворить из разных цветных минералов и металла. Именно в Екатеринбурге в 1765 году была открыта первая Гранильная фабрика, которая была комплексом по добыче и обработке малахита и стала центром камнерезного дела для многих поколений мастеров.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Здание музея является памятником архитектуры федерального значения, оно было построено для аптеки горного ведомства Екатеринбурга знаменитым уральским архитектором М. Малаховым в 1821 году. Музей же был основан в 1992 году по предложению советского Фонда культуры, возглавляемого Д. С. Лихачевым.

Какой это удивительный музей! Поэзия камнерезного искусства! В нескольких залах разместилась обширная коллекция. Это и изделия Екатеринбургской Гранильной фабрики XIX века, авторские и заводские произведения уральских умельцев второй половины XX-го и начала нашего века, и работы современных камнерезов из мрамора, радонита, малахита и других минералов. Великолепные вазы, портрет Николая II, картины-инкрустации, скульптуры, украшения…

Интересна копия карты Франции, которая была сделана из уральских камней по заказу Николая II для Всемирной выставки. Оригинал еще до революции был вывезен во Францию и хранится там до сих пор.

Портрет Николая II
Портрет Николая II
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В малахитовом зале можно увидеть не только уральские малахиты, но и африканские, сильно отличающиеся, и даже созданные искусственно. Многие ювелирные изделия из малахита — броши, колье, браслеты, которые украсили бы любую женщину, использовались при съемках кинофильмов. Очень понравился мне зал замечательных лаковых картин по сюжетам сказок П. П. Бажова.

Особенно приятно было в этом музее то, что в каждом зале смотрительницы охотно отвечали на возникающие вопросы, рассказывали о том или ином экспонате, хотя я ходила без экскурсовода. И разрешали фотографировать.

Мне еще очень хотелось бы побывать в Уральском геологическом музее, но времени до отъезда оставалось немного, на два музея в день сил недоставало, потому выбор сделала в пользу Центра Б. Н. Ельцина. Как сказала подруга: быть в Екатеринбурге и не побывать в этом центре, не увидеть его — неправильно.

Продолжение следует

Обновлено 9.08.2017
Статья размещена на сайте 28.07.2017

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: