В солнечное весеннее утро 399 года до нашей эры в Афинах готовился к открытию знаменитый процесс Сократа, и всё активное мужское население города спешило к месту судебного разбирательства, предчувствуя острую схватку в полемике семидесятилетнего философа со своими обвинителями.
Только что было свергнуто народным восстанием правление тридцати тиранов во главе с Критием, учеником Сократа, установленное Спартой после поражения афинян в двадцатисемилетней Пелопоннесской войне.
В город вернулись изгнанные демократы и среди них богатый кожевник Анит, ненавидевший философа за то, что был высмеян им во время публичного спора, и за отказ сына после бесед о нравственности наследовать профессию отца.
Трое граждан Афин (поэт-трагик Мелет, богатый и влиятельный демократ Анит, ремесленник и оратор Ликон) обвинили Сократа в отрицании богов и развращении молодёжи придумыванием новых божеств. Первым на процессе выступил Мелет, заявивший, как сообщает античный историк Диоген Лаэртский, что Сократ
«не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает молодёжь, и наказанием должна быть смерть».
Ликон и Анит повторили обвинение начинающего поэта и тоже потребовали смертной казни. В ответ Сократ произнёс речь, опровергавшую надуманные претензии к нему, доказывая, что не он, а философ Анаксагор «объяснял научным образом небесные явления». Но ему не хотели верить — всё было предопределено.
Сократ, признанный большинством голосов присяжных виновным, должен был сам назначить себе наказание. Он мог предложить в качестве кары своё изгнание или штраф, но заявил, что ни в чём не виновен и заслуживает вознаграждения в виде бесплатного пожизненного обеда с олимпийскими чемпионами или символического штрафа в одну мину. Крики негодования, возмущённое топанье ногами присутствующих подействовали на пятьсот одного судью, и они сами голосованием определили меру наказания…
Сократа осудили на смерть, но отсрочили приведение приговора на месяц из-за отплытия накануне корабля на остров Делос с ежегодной религиозной миссией. После оглашения приговора Сократ произнёс:
«Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я — умереть. А что из этого лучше, неизвестно никому, кроме бога».
В своей последней речи философ сказал, что смерти не боится, что в памяти людей останется мудрецом, что его обвинители обязательно пострадают. Он оказался пророком в жизнеописаниях Плутарха, согласно которым его обидчики повесились…
Сократ утверждал, будто с самого детства слышал внутренний голос, посредством которого бог склонял его к рассуждениям. Афинский философ родился в 469 году до нашей эры в предместье столицы Аттики в семье ремесленника-камнетёса Софрониска и акушерки Финареты. В молодости он посещал уроки красноречия и беседы женщины-философа из Милета Аспасии и отказался наследовать профессию отца, решив серьёзно заниматься ораторским искусством.
Ему было тридцать семь лет, когда началась Пелопоннесская война и пришлось исполнять воинский долг. Он отважно, по свидетельству историков, сражался в трёх битвах первого одиннадцатилетнего периода до заключения в 421 году до нашей эры Никиева мира. В сражениях второго периода Сократ не участвовал, он был заседателем в совете пятисот и не раз, сталкиваясь с неоправданной жестокостью в судебных процессах, противился несправедливым расправам даже во времена правления тридцати тиранов после поражения Афин.
Всё своё свободное время Сократ проводил в философских спорах, у него было много учеников, ведь он не брал ни с кого денег за обучение. Он не входил ни в одну партию и мог с любым человеком беседовать на темы морали, познания истины и справедливости. Человек рассматривался Сократом как нравственное существо, он считал, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, утверждал, что мир непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, и в этом заключается задача философии.
Тридцать дней находился Сократ, закованный в цепи, в ожидании казни, пока корабль не вернулся с острова Делос в Афины. Его верный друг Критон подкупил стражу и предложил бежать, но философ отказался, сказав, что закон надо уважать, хотя его и осудили несправедливо. Последний день Сократ провёл со своими учениками, и только Платон не пришёл с ним проститься из-за болезни или…
У него было много времени на размышления, и ученики услышали его последние рассуждения об умирании для жизни земной, об освобождении бессмертной души от её смертной телесной оболочки. Он простился с женой, тремя своими сыновьями и ушёл в комнату для омовения. После купания к нему подошёл палач с чашей яда из цикуты и попросил не проклинать его. Сократ успокоил прислужника, выпил яд и стал ожидать его действия, предупредив своих учеников, что хотел бы умереть в благоговейном молчании, не слыша их рыданий.
Когда у Сократа похолодел живот, он подозвал своего верного ученика Критона и передал странную просьбу: «Критон, нужно принести петуха в жертву Асклепию». Это были последние слова великого философа перед уходом из жизни, тайный смысл которых до сих пор не разгадан. Одни исследователи утверждают, будто Сократ хотел подчеркнуть последними словами, что смерть тела — это выздоровление души; другие, что смерть — выздоровление от болезни, называемой жизнью; третьи называли их просто дерзостью философа. Платон приписал учителю свои взгляды на бессмертие души.
Бог врачевания греческой мифологии Асклепий (у римлян — Эскулап) воскрешал даже мёртвых, но Сократ к своей просьбе ничего не добавил. Петуха обычно приносили в жертву богу медицины за выздоровление. Возможно, великий философ хотел отблагодарить Асклепия за исцеление души от злобного гнева за учинённую с ним несправедливость, от ненависти к своим обидчикам?
Можно расшифровать последние слова Сократа и как послание человечеству: принести в жертву богу врачевания крикливого, задиристого петуха, чтобы он исцелил души людей от сумасшествия самоуничтожения, жестокости «духовной спячки»…
Возможно, это был намёк на освобождение от тирании...
0 Ответить
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти.
0 Ответить
до заключения в 421 году. до нашей эры Никиева мира - лишняя точка. И "Никиева мира" я бы поставил сразу после "заключения", а то получается "эра мира".
Неплохо.
0 Ответить
А Эйнштейн что-то много всего говорил-говорил перед смертью, но сиделка по немецки не понимала, так и унес с собой тайну. И теперь так обидно, что к такому великому ученому не посадили нормальную сиделку. Везде бардак: как она вообще могла за ним ухаживать, если не понимала его речи? Может, мы бы сейчас уже в другой цивилизации жили.
0 Ответить
[29.11.2007]
...Прождав больше часа, Виктор Шендерович и его адвокат выяснили, что материалы административного дела, заведенного в отношении писателя, потерялись. Где они пока неизвестно - так сказала адвокату судья Наталья Дятлова, передает "Новая газета". После суда Шендерович заявил "Интерфаксу", что суд предложил ему самостоятельно найти документы, по которым его смогут осудить: "Из отделения, которое находится примерно в километре от суда, за 15 часов мои документы доставить не смогли - видимо, курьера замело снегом".
http://www.newsru.com/russia/29nov2007/shander.html
0 Ответить
Здесь нет никакой загадки. Асклепию приносили в жертву петуха за выздоровление от какой-либо болезни. Жизнь Сократ неоднократно называл "болезнью"... Такая шутка - совсем в духе Сократа. Даже его "ни в чём не виновен и заслуживает вознаграждения в виде бесплатного пожизненного обеда с олимпийскими чемпионами или символического штрафа в одну мину" - так в этой ситуции мог сказать бы только Жванецкий. А вот, про отношение к жизни: "После оглашения приговора Сократ произнёс: «Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я – умереть. А что из этого лучше, неизвестно никому, кроме бога»".
А на суде: «В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли». - "Смешно сказать" - это говорил человек, до суда еще знавший, что там будут требовать его смертной казни... "Смешно сказать"... "овод"... "жирная лошадь". Это был умнейший человек. И честнейший. И с тонким чувством юмора. И он НИКОГДА не выражался туманно.
Всем привет!
Кл.
PS: "тучность": тук - жир.
Кл.
0 Ответить
Клейну. Можно и так считать, только, причём тут Асклепий? Тогда петуха нужно судьям или палачу в благодарность принести, ведь это они избавили Сократа от болезни, именуемой «жизнь». Смысл, возможно, в другом - избавлении от страха, от душевного паралича при осознании растворения в вечности, и поэтому: «Мы должны петуха Асклепию». Сократ довольно часто выражался «туманно», и, хотя древние греки не называли его как Гераклита «тёмным», но считали «известным путаником», избегавшим слова «Никогда».
0 Ответить
Таня,
это мое последнее сообщение Вам, больше не будет. Итак: 1. "причём тут Асклепий? Тогда петуха нужно судьям или палачу в благодарность принести..." - Таня, существовал обычай - религиозный! а афиняне искренне чтили богов, верили в них и приносили им жертвы! - за выздоровление приносить жертву Асклепию, богу медицины. Все. За выздоровление - только ему, больше никаких вариантов. Не "подарок в благодарность судьям, палачу, сержанту милиции" - "жертву богу", "в благодарность за выздоровление", выполнение религиозного обета данного в момент болезни, т.е. в момент, когда ты знал будешь ты жить или умрешь - (у греков медицина была на таком уровне, да) - и только бог мог тебя спасти, попустить тебе выздороветь. И так как нарушение не только обета, данного богу, но и клятвы, данной человеку - это было жесточайшим преступлением, которое требовало специальных ритуалов очищения места, где произошло это преступления, и приравнивалось к "неверию" и "созданию новых богов", за что и казнили Сократа смертию лютою - чашаю с цикутою - то шутки с Асклепием и собетом ему были плохи. Не говоря уже, что ты, ведь, и еще раз мог заболеть? И что тогда, если ты петуха зажилил? Кто тебя спасать будет?... Так что венок носят всегда на кладбище. Хотя, казалось бы, можно снести его и в театр, и даже "судье в благодарность".
2. "Сократ довольно часто выражался «туманно»" - еще раз повторю: никогда. Никогда он не выражался туманно. То, что его понять не могут, то, что даже Лосев пишет про "туманные места у Сократа" - да, так. Не может же он писать "я, тупой, не понимаю"? Не может. И все остальные не могут. Поэтому - ля-ля, тополя, тревоги да степно-о-ой туман. Повторю: Нет туманных мест у Сократа. И у Линьцзы, и у Будды, и у Бодхидхармы и даже у Маркса и у Ленина. Включая Гегеля. "Дурак будет смеяться - умный поймет" (с) Линь-цзы. ... "древние греки считали «известным путаником»" - ну, а кем еще дурак может считать умного человека? или того хуже - мудреца? вступающего с ним в разговор? ))) - Или «известным путаником» - или казнить. Или и то и другое. ))))
Счастья Вам, удачи, я посмотрел Вашу личную страницу, и до свидания.
Кл.
1 Ответить
Спасибо за обстоятельный ответ, и всё-таки Асклепий в "выздоровлении" Сократа не участвовал, поэтому смысл другой. Всё остальное хорошо известно, и не со всем можно согласиться, извините.
0 Ответить
Ожидал большего, но не сбылось. Действительно, дайджест.
0 Ответить
Спасибо, интересно.
0 Ответить
Да и во многих религиях и традициях говорится. что бы получитьжизнь вечную необходимо умереть, т.е.оставить тленное тело.. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интерсно. Прочел, не отрываясь.
5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне понравилось
0 Ответить
Татьяна, статья отличная! +5
Творческих успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
статья не дает, поставлю за этот дайджест жизни философа отлично.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Просто великолепно! Твердая ПЯТЬ!Еще про Ксантиппу хотелось бы подробностей, а то история ее такой сварливой и неприятной особой нам сохранила. МОжет, Сократ и стал философом благодаря Ксантиппе? Кто теперь это знает?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
МОжет, Сократ и стал философом благодаря Ксантиппе?
Более склонен полагать, что Ксантиппа стала сварливой и скандальной женой потому, что муж философ, а не наоборот.
зы
Да, это единственное, в чем можно упрекнуть великого мыслителя - если не готов содержать семью, не следует ею обзаводиться. В те времена тезис был особенно актуальным..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
интересно
0 Ответить