Борис Рохленко Грандмастер

Принц-художник. Яванский европеец или европейский яванец?

Жизнь — удивительная штука, закручивает сюжеты интересней любого сценариста. Как получилось, что королевский наследник Семаранга стал первым индонезийским масоном, кавалером ордена Дубовой Короны и великим художником, полотна которого выставлялись в Париже, Дрездене, Амстердаме?

Раден Салех, «Ночное извержение вулкана Мерапи», 1865 г. Фото: Источник

Раден Салех (1811 — 1880) родился в королевской семье правителя Семаранга — пятого по величине города Индонезии. С ранней юности он был отдан на попечение генерал-губернатора Нидерландской Ост-Индской компании, резиденция которого находилась в Буйтензорге (Богор)*.

Нидерландский художник-пейзажист А. А. Пайен, работавший при этой резиденции, пять лет учил способного мальчика. А. А. Пайен убедил правителей голландской колонии послать Радена в Нидерланды изучать искусство, и в 1829 году поездка состоялась: его отправили в это долгое путешествие с условием — обучать сопровождающего малайскому и яванскому языкам.

Раден Салех, «Автопортрет», 1841 г.
Раден Салех, «Автопортрет», 1841 г.
Фото: Источник

Предполагалось возвращение через шесть месяцев, но король Нидерландов Виллем I обеспечил Радену хорошее образование: учителями были известный портретист и жанрист Корнелис Крусман и пейзажист Андреас Схелфхаут. Принцу организовали поездки по многим городам Европы, он побывал в Алжире (историки пишут, что в Гааге дрессировщик разрешил ему изучать повадки львов).

После десяти лет пребывания в Гааге Раден Салех отправился в Германию и обосновался в Дрездене. Свидетельством того, что он стал своим в светском обществе, стало его посвящение в масоны. В 1836 году в мире появился первый масон-индонезиец.

Аристократические манеры и восточная философия послужили Радену пропуском в саксонский королевский двор. В течение пяти лет герцог Саксон-Кобургский, а затем и его сын были постоянными заказчиками и покровителями Салеха.

Раден Салех, «Раненый лев», 1839 г.
Раден Салех, «Раненый лев», 1839 г.
Фото: Источник

Именно в Дрездене Раден Салех прославился своими восточными картинами с изображением охотничьих забав и схваток диких животных, действие которых происходило в Северной Африке и на Яве (вот где ему пригодились наблюдения за львами).

В 1845-м Раден переехал в Париж и был представлен ко двору Луи-Филиппа. Выставлялся в Салоне, где его картина «Оленья охота на Яве» получила восторженные оценки.

Раден Салех, «Оленья охота на Яве»
Раден Салех, «Оленья охота на Яве»
Фото: Источник

В 1852 году, после двадцатилетнего отсутствия, Салех вернулся на родину, став известным и заслуженным художником: рыцарем двора короля Виллема II, кавалером ордена Дубовой Короны Люксембурга. Герцог Саксон-Кобург наградил его Серебряным крестом и присвоил звание «королевский художник».

Раден Салех, «Эрнст II и Александрина Саксен-Кобург и Гота», 1844 г.
Раден Салех, «Эрнст II и Александрина Саксен-Кобург и Гота», 1844 г.
Фото: Источник

Раден Салех обосновался в Батавии (о. Ява), построил виллу, архитектура которой была навеяна очертаниями замка в Кобурге (сейчас в знании виллы располагается госпиталь). Здесь художник продолжил работу и написал множество портретов богатых колонистов, купцов, торговцев, землевладельцев. Состоял на государственной службе — был хранителем собрания предметов искусства колониального правительства.

В 1867 году женился на дочери султана Джокьякарты, с которой позднее отправился в путешествие по Европе. Супруги побывали в Нидерландах, во Франции, в Германии, в Италии. Внезапная тяжелая болезнь вынудила их вернуться на Яву, где они скончались.

Многие работы художника выставлялись в Рийксмузеуме, в Амстердаме. В 1883 году на Всемирной выставке в Амстердаме полотна были показаны в специальном павильоне Радена Салеха. Спустя пятьдесят лет после смерти, в 1931 году большое количество работ выставили в павильоне Голландских колоний в Париже, но в результате пожара многие картины пострадали.

Талант Салеха признан безоговорочно, его называют величайшим индонезийским художником.


*Было ли это сделано по доброй воле королевской семьи или принц стал высокородным заложником и как бы гарантом, что не будет выступлений против Ост-Индской компании? Доступных сведений нет, но развитие событий косвенно свидетельствует о том, что забота о маленьком принце была серьезной мерой предосторожности, обеспечивающей устойчивость колониальной власти Нидерландов.

Что еще почитать по теме?

Художник И. Айвазовский — баловень судьбы?
Почему художник Фрейтаг рисовал зеленые тракторы?
Художник Джованни Болдини и его муза. Где нашелся ее портрет?

Обновлено 25.08.2017
Статья размещена на сайте 19.08.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая иллюстрация того, что гены, если и влияют на человека, то только, может быть, на характер, темперамент, внешний вид, но не на то, кем он станет. Влияет воспитание, окружающая среда. Например, если отдать младенца из семьи распоследнего русского патриота или, как раньше говорили, «истинно русского человека» в семью английского лорда, то этот младенец вырастит вполне нормальным человеком – истинным лордом. Если же, Боже упаси, отдать младенца из семьи лорда в семью русского патриота, то через 20 лет он будет хрюкать о русской духовности и гордиться тем, что может вылакать бутылку водки из горлА.

    Оценка статьи: 5